Четверть мили свободы - Караван
  • $ 489.06
  • 536.21
+8 °C
Алматы
2024 Год
10 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Четверть мили свободы

Четверть мили свободы

Драг-рейсинг, или гонки на 402 метра. Четверть мили. Четверть мили свободы и управляемой мощи под капотом.

  • 16 Января 2008
  • 2340
Фото - Caravan.kz

На старт встают две машины — отмашка флаг и… кто приехал первый, тот и победитель! Второго места на этих гонках не бывает.
Машины делятся на классы по типам конструкции и объемам двигателя.
1 класс — авто с объемом двигателя от 0 до 1599 куб.см.
2 класс — объем двигателя от 1600 до 1999 куб. см.
3 класс — объем двигателя от 2000 до 2499 куб. см.
4 класс — объем двигателя от 2500 до 2999 куб. см.
5.2 класс -от 3000 и выше — только машины с моно приводом.
5.4 класс — от 3000 и выше — только машины с полным приводом.
На турбовые машины применяется коэффициент 1, 6. То есть, объем двигателя умножается на эту цифру. Например, берем Subaru WRX с объемом двигателя 1998cc, умножаем на 1.6 и получаем 3196,8, то есть машина выступает в пятом классе.
Автомобили, оборудованные закисью азота (NOS), относятся к 5-му классу независимо от объема двигателя.
Мировая история
Официально принято считать, что драг-рейсинг родился в Америке, в 1948 году на треке в калифорнийском городе Голета. Вообще, первые гонки были проведены в 20-е годы прошлого века на гладком дне высохшего озера Мохаве, что в Калифорнии. Гонки — 402 метра или четверть американской мили. Видимо, эта дистанция оказалась оптимальной для максимального ускорения, на которой можно наблюдать и старт, и финиш одновременно.
За границей эти гонки имеют статус международных соревнований, признанных FIA, потому что проходят на специальных трассах по чётко установленным правилам, и это безопасно для зрителей и других участников. У нас же в стране достаточно сложно организовать официальное мероприятие именно из-за отсутствия специальных гоночных треков.
«Ползти, тащиться»
Примечательно, что английский глагол «to drag» имеет значение «ползти, тащиться», что отнюдь не соотносится со скоростями, на которых проносятся машины.
Во время Второй Мировой войны озеро у гонщиков отобрали, на нем построили военную базу. Горячие парни переехали в Лос-Анжелес, где и был построен первый автодром для драга. Бурный расцвет профессионального занятия такими гонками пришелся на послевоенное время. И молодежь начала бурное строительство машин, на которых гоняли по ночным улицам городов, мешая покою мирных жителей.
К счастью, у американских властей хватило ума превратить молодежную самодеятельность по строительству ход-родов (так стали называть машины для этого вида гонок) и состязания на них в скорости на дорогах в новый вид массового автомотоспорта и зрелищного, доходного шоу. Как далеко до этого нашим властям, порой не идущим ни на какой контакт, даже несмотря на то, что в Казахстане драг-рейсинг признан официальным видом спорта.
На сегодняшний день в США только в национальной ассоциации хотродеров около 100 тысяч активных членов, международные ассоциации драг-рейсинга объединяют уже миллионы пилотов-гонщиков. Ежегодно там же в 24 этапа проходит Чемпионат Мира по драг-рейсингу, а также около пяти тысяч и мотор-шоу хотродеров, которых только в Америке около пяти миллионов человек.
Пионером драг-рейсинга в Европе стала Англия, в тридцатые годы XX века. Затем, в период войны на территории Англии было построено множество взлетно-посадочных полос, которые, став ненужными после ее окончания, дали возможность создавать идеальные драгстрипы.
В 1963 году появился первый драгстер на метаноле, мощность которого превышала 700 л.с. По-настоящему Европу захлестывает волна драг-рейсинга лишь в 60-х, и лето 1964 года стало летом массового помешательства — фестивали и соревнования шли друг за другом каждую неделю, но сейчас драг развит не так широко, как в США.
Наша история
Драг-рейсинг в Алматы пережил долгую историю от нелегальных уличных гонок, до признания его официальным видом спорта. Все началось пять лет назад, когда кучка энтузиастов с двух автомобильных форумов (Авто.кз и Центр Тяжести) собралась погонять на отрезке дороги в районе Аэропорта.
Для многих «гонщиков» воодушевляющим моментом стал выведший на экраны фильм «Форсаж». Что творилось возле кинотеатров и на площадке возле Центрального стадиона — трудно передать. А сколько было ночных гонок и облав доблестной полиции на их участников! Сколько машин стояли на штраф-стоянках и были в специальных списках ГАИ города…Можно сказать, что какое-то время спустя участники уличных беспределов… выросли, остепенились и стали вкладывать деньги в тюнинг своих машин.
Сейчас эти гонки, проводимые регулярно, собирают большое количество участников и зрителей, даже несмотря на удаленность трассы, которая находится на Баканаской трассе. Официальные соревнования проводились как в Алматы, так и в Караганде.
…Педали — газ и тормоз
А между ними жизнь
Мы там живем, где скорость
Нет прошлого — держись!
А прошлого и нет — когда ты выходишь на старт и сердце бьется в такт прогретому движку….Есть только финишная черта и отмашка флага… Крутим движок до 4500 тысяч и резко бросаем сцепление… И с буксом. К пусть крошечной, но победе, маленькой, но твоей, с резким выплеском всего накопленного негатива.
Многие машины вызывают восторженные крики зрителей, прогревая резину до белого дыма из-под колес, и стартуя в этом же тумане. Вообще, прогрев резины дает преимущество в 0,15 сек, но если ты стартуешь не более чем через 5 секунд после прогрева. Некоторые же товарищи греют резину по 10 минут, чем вызывают справедливое негодование судей.
Нам удалось побеседовать с Михаилом, известной в кругах драг-рейсеров личностью.
— Отчего зависит успех в этих гонках?
— 80 % процентов успеха в драг-рейсинге зависит от машины. Другими словами, сейчас нужно вложить кучу денег в тюнинг авто, чтоб машина поехала, а если хочешь претендовать на призовое место, то вложения измеряются десятками тысяч долларов! Это пять лет назад можно было стартовать на практически серийной машине, когда мы только начинали гоняться.
Цель гонок одна — пролететь 402 метра как можно быстрее.Чтобы преодолеть 10-секундный рубеж, бюджет может приблизиться к 100 000 у.е.! И более!
— А за что же тогда отвечает пилот?
— За самое главное — старт. В момент отмашки (в нашей стране старт отдает человек с флажками) нужно быть предельно сконцентрированным, и вовремя среагировать — здесь уже важна реакция человека, которая измеряется десятками и сотыми секунды.
— В зависимости от привода автомобиля как отличается старт?
По технике старт также отличается, все зависит от привода — авто 4-вд, заднеприводные, переднеприводные.
-Какие машины у нас в стране считаются фаворитами?
— В КЗ сейчас абсолютные фавориты автомобили с полным приводом Скай-лайны, Субару, Мицубиси, Ауди — старт начинается с максимальным числом оборотов, практически с отсечки, вот здесь и огромный плюс у полноприводных, машины практически не шлифуют на месте, они как бы выпрыгивают со старта, не теряя никакого времени на старте.
— А машины с задним приводом?
Заднеприводные машины проигрывают именно старт, и техника старта, здесь куда более сложная, если дать много оборотов на старте, то машина зашлифовывается, и может так шлифовать и первую, и вторую, и третью скорость, при этом потеря времени просто колоссальная!! Если же перед стартом оборотов будет мало, машина просто зароется — клюнет носом, и разгон получится неуклюжий по принципу старта на автомате.
Поэтому важно найти золотую середину, которая позволит максимально эффективно тронуться. Так же важна резина — хорошего эффекта можно достичь на сликах. Мягкая резина похожа на каучук — она липнет к поверхности дороги и не позволяет долгое время колесам шлифовать на старте.
— Теперь про передний привод, пожалуйста, так любимый нашими гражданами…
— Переднеприводные авто — самый неэффективный вариант. Старт такой же сложный, как и у заднеприводных, только здесь добавляется еще один большой минус. При старте переднеприводного авто, центр тяжести машины переходит на задние колеса (машина как бы приседает), и в этот момент передние колеса приподымаются, происходит потеря важного сцепления между колесами и покрытием трассы, площадь соприкосновения уменьшена, и автомобиль свой основной крутящий момент теряет в холостую. Поэтому в данном типе автомобилей, важна еще и ходовая часть максимально правильно настроенная, так чтобы при старте колеса оставались, прижаты к трассе, лидер среди этих авто — Хонды.
Все эти принципы по классам привода касаются только нашей страны, России.
— А что касается мировой практики?
В мировой практике, там немного наоборот. Там лидируют заднеприводные авто! Так как трассы, на которых они заезжают, пропитаны специальным клеевым составом и машина совершенно не теряет времени на старте. А полноприводные авто теряют КПД при вращении 4-х колес.
Кстати максимального эффекта разгона достигается именно на специализированном 2-х -3-х-скоростном автомате, здесь от пилота практически ничего не зависит и нет потери времени на переключениях. Но это также практикуется за рубежом. У нас же пока механика — есть самый эффективный способ переключения скоростей. Обычный автомат просто не выдержит таких нагрузок…
Все чувства оживают
Друзья идут на старт
Секунды улетают
Чтоб миг прожить опять…

Фото с сайта http://bmw.carclub.ru