Так, ряды ИГИЛ едва не пополнили четверо жителей Восточно-Казахстанской области. Попытка бегства из страны была пресечена силовиками.
"Большинство из них является молодежь. Сейчас у нас реализуется социальная карта. С каждым из этих подотчетных лиц работают и оказывают им содействие, чтобы они встали на традиционные религиозные взгляды", — заявил Нурлан Бижанов, заместитель прокурора ВКО.
По мнению священнослужителей, сегодняшние группировки в Сирии и Ираке формируются за счет так называемых мадхалитов или умеренных салафитов. Это представители религиозного течения, которое, на первый взгляд, кажется безобидным. Они проповедуют преданность руководителю государства, открыто не призывают к экстремизму, но выступают оппозицией официальному духовенству.
"Настраивают молодежь против духовного управления мусульман Казахстана, против имамов, против мечетей. Понимаете, тут уже двойные стандарты: "За правителя мы идем, но духовное управление мусульман неправильно. Их не слушайте. Их направление неправильно". Именно здесь начинается самая большая проблема", — рассказал Нурмухамед Иминов, заместитель имама Центральной мечети Алматы.
Еще большая проблема возникает, когда такие люди попадают в места лишения свободы, где они начинают распространять свои идеи среди других заключенных. В обществе уже не раз ставился вопрос о возможности изоляции осужденных за религиозный экстремизм, но этого так и не было сделано. Впрочем, по мнению работников пенитенциарной системы, в этом нет необходимости.
"Когда человек такой категории прибывает в наши учреждения, мы с ними проводим, работаем. Психологи работают, в первую очередь. Определяем его психологический портрет с участием представителей департамента религии и других органов", — отметил Ернат Акылжанов, зам. начальника Департамента по системе уголовного исполнения.
На данный момент в исправительных учреждениях Алматинской области содержится около 40 человек, осужденных за религиозный экстремизм. Регулярно с ними проводят беседы представители духовного управления мусульман. Но, если говорить о результатах, то к сегодняшнему дню священнослужителям удалось вернуть к традиционному исламу всего 4 человека, то есть 10 процентов.