Не просто создавать механизмы взаимодействия стран на совершенно новой основе. Не просто договариваться о принципиальных моментах по унификации экономической политики.
Не просто, в конце концов, обсуждать многие постановочные вопросы, от решения которых зависит судьба тяготеющей друг другу «четверки».
Заявить о создании нового блока и формировании единого экономического пространства тоже было не так-то легко. Неизбежно возникли неудобные вопросы. Попыток объединения за десять последних лет было предпринято немало, начиная с СНГ и заканчивая Евразийским экономическим сообществом. Только об успехах, реально достигнутых в тех или иных рамках, говорить не приходится: СНГ носит формальный характер, а другие объединения лишь проходят стадию становления.
Однако то, что «четверка» решила использовать опыт объединения Европы, сразу обнадежило. Европейский Союз — успешное во всех отношениях сообщество. Правда, к тому, чем он является сегодня, страны Европы шли без малого полвека. Наглядный пример того, как это делается, позволит значительно сократить сроки построения единого экономического пространства, — думали мы.
А теперь поняли, что нужно к вопросу переноса чужого, пусть и успешного опыта, на нашу «благодатную» почву, нужно подходить более осторожно и осмысленнее.
То, что весь мир сегодня движется по пути региональной интеграции, не вызывает никаких сомнений. Пожалуй, это единственный способ в эпоху глобализации не только выжить и не затеряться во Вселенной, но и продемонстрировать успехи. Иначе говоря, мы сегодня обречены объединяться со своими соседями.
Однако международная интеграция становится возможной лишь в определенных условиях. Ряду этих условий страны, желающие построить единое экономическое пространство, безусловно, соответствуют.
Во-первых, мы действительно географически близки друг к другу. И пусть Казахстан не имеет общей границы ни с Украиной, ни с Беларусью, зато Россия является полноценным связующим звеном. Впрочем, общая граница — не обязательное условие для того, чтобы развивать экономическое сотрудничество. В том же Европейском Союзе все его 15 членов не объединены вокруг одной страны, как ядра. Во-вторых, объединению может способствовать только политическая воля руководства интегрирующихся стран. В случае с «четверкой» все ясно. Президенты сказали: «Надо!», а экономисты теперь ломают голову над тем, как ответить: «Есть!»
Мало захотеть — каждая страна должна быть готова к тому, что придется часть своего суверенитета делегировать наднациональным органам. Готова ли к этому «четверка»? Уже сейчас возникают разногласия по поводу того, какие же общие органы управления создавать и какими полномочиями их наделять. Без компромисса по этому вопросу полноценного сотрудничества не получится.
Для того, чтобы интеграция прошла как можно более безболезненней, все страны-участницы должны провести громадную и отчасти рутинную работу: привести законодательство к единым требованиям, отстающие по экономическому развитию должны подтянуться до уровня «передовых» стран. Прежде всего следует согласовать тарифную и таможенную политику, привести макроэкономические показатели к единому знаменателю, уровень инфляции, уровень дефицита бюджета к ВВП и уровень государственного долга к ВВП.
Сегодня по этим показателям наблюдается полный дисбаланс. Экономическая ситуация в Казахстане выгодно отличается от ситуации в странах-партнерах. По макроэкономическим показателям на втором месте находится Украина. А вот в России и в Беларуси инфляция пока что безумствует. Между тем, как подчеркивают эксперты в области международных отношений, интеграция развивается более успешно именно тогда, когда экономика стран находится на подъеме. То есть, сейчас настал тот самый момент, когда «стыковка» экономических интересов, несмотря на сравнительно скромный экономический рост в наших странах, не только необходима, но и логична. Более того, именно объединение сможет «спровоцировать» дальнейший экономический рост во всех странах: к этому неизбежно подтолкнут свободная торговля, свободное движение капитала и людей.
До сих пор, отмечают эксперты, главным препятствием для успешной интеграции являлось отсутствие согласованной цели интеграции и слабая политическая воля — давало-таки знать о себе стремление к «неприкасаемому суверенитету».
Множество достигнутых договоренностей по этой причине просто не выполнялись. Например, в странах Европейского Союза подписано и работает всего 60 соглашений, а в СНГ подписано 1200 соглашений, из которых действуют единицы.
И еще один насущный вопрос, который занимает умы экономистов. Будут ли расширены рамки единого экономического пространства за счет других членов, не имеющих принципиальных разногласий со странами-участницами и, более того, выступающими за экономическое взаимодействие с ними же, только в рамках Евразийского экономического сообщества? В первую очередь это Кыргызстан и Таджикистан. Пока лидеры этих стран еще только присматриваются к движениям своих партнеров на новом поприще. Каких бы то ни было заявлений, ни одобрительных, ни осуждающих, Бишкек и Душанбе делать не спешат.
Между тем именно Кыргызстан имеет все шансы стать пятым членом ЕЭП. Не имеющая богатых природных ресурсов, эта страна может выжить лишь за счет торговли восполняющимися ресурсами (продукция животноводства, ремесла и т. п.). Как известно, вступление в ВТО не принесло нашему соседу сколько-нибудь явных преимуществ, и поэтому ему нужно искать выход из лабиринта, который со временем, может оказаться, был на самом деле тупиком. Единственная проблема, которая способна стать тормозом для Кыргызстана — ее незначительный экономический рост и высокий уровень государственного долга к ВВП.
Что касается Таджикистана, то оказаться на задворках ЕЭП ему тоже не с руки. Здесь, что называется, промедление смерти подобно. Грамотные экономисты отдают себе в этом отчет. Но, видно, лишь к тому времени, когда будут решены все институциональные вопросы, Душанбе заявит о своем решении присоединиться. Время еще есть.
Некоторые эксперты в этом объединительном процессе видят одну существенную опасность. Ни одна из стран сообщества, по их мнению, не является критически зависимой от других. Поэтому политикам кружат голову всевозможные альтернативы. Однако рано или поздно они все-таки поймут, что альтернатива в нашем случае одна: объединяться…