"Честные" деньги - Караван
  • $ 499.51
  • 525.83
-3 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Честные" деньги

"Честные" деньги

Одним из знаковых событий наступившего года стало оживление работы казахстанского Правительства с различными объединениями и ассоциациями отечественных предпринимателей, финансово-промышленными группами.

  • 27 Января 2005
  • 1508
Фото - Caravan.kz

Задача ясна: выполнить указание Президента о всемерном содействии развитию казахстанского предпринимательства, ликвидации различных бюрократических препон на его пути.
Правительство сегодня активно работает с Форумом предпринимателей Казахстана, взявшим на себя функцию координатора этой работы.
Во всех областях действуют совместные рабочие группы, созданные с участием как бизнесменов, так и государственных представителей.
Опираясь на предложения ФПК, Минюст привел в соответствии с законодательством 107 нормативных актов, касающихся предпринимательства, а еще 337 признал утратившими силу.
Однако на этом работа не должна завершиться. У предпринимателей есть еще намало предложений к Правительству, особенно по вопросам правильного распределения налоговых и иных финансовых нагрузок. Сегодняшняя ситуация в этой сфере не поощряет бизнесменов работать честно, легально.
Об этом без обиняков говорят на своих собраниях и встречах предприниматели. Если налоги и социальные отчисления платить как положено, то над предприятием неминуемо нависает угроза разорения. Особенно это касается малого и среднего бизнеса.
Действующий порядок исчисления социального налога предусматривает отчисления работодателем от Фонда оплаты труда (ФОТ) в размере 21%. Одновременно работник должен выплачивать подоходный налог по прогрессивной шкале — от 5% до 30%. И еще 10% — отчисления в пенсионный фонд.
Общая сумма налогов (максимальная), которую ежемесячно должен выплачивать работодатель и работник составляет 61%, из которых 51% составляют налоги и 10% — пенсионные отчисления.
По данным Агентства по статистике в республике активно работающего населения 6,7 млн. чел, а среднемесячная номинальная заработная плата одного работника приблизительно составила 17,3 тыс. тенге. Фонд оплаты труда равен 604,508 млрд. тенге. Ежемесячные выплаты в пенсионные фонды должны составлять сумму 60,4 млрд. тенге.
Заинтересованный в прибыльности своей деятельности предприниматель, стремясь уменьшить свою долю отчислений на социальные нужды (21% от ФОТ), вынужден укрывать реальные размеры ФОТ своего предприятия.
Он, как правило, показывает документально такую заработную плату (и соответственно ФОТ), величина которой предусматривает минимально возможные размеры отчислений социального налога. Соответственно, идет и уменьшение подоходного налога с заработной платы, а за ним — уменьшается и сумма выплат в пенсионные фонды.
Все это, безусловно, приводит к негативным явлениям во взаимоотношениях между работодателем, работником и государством.
С целью уменьшения налогооблагаемой базы для исчисления социального налога происходит сокрытие реального фонда оплаты труда; снижаются поступления в госбюджет социального налога, подоходного налога с физических лиц (т.к. скрывается реальный размер зарплаты каждого работника, а документально фиксируется такая ее величина, при которой предполагаются минимальные начисления подоходного налога — 5%); уменьшаются и выплаты в пенсионные фонды -10% от зарплаты.
Учитывая, что основная масса малых и средних предприятий работают с наличностью, резко сужается налоговое поле, так как налогоплательщики стараются уйти в «тень», от всех существующих налогов.
Сам работодатель ежемесячно для выплаты реальной, но укрываемой зарплаты, озабочен поисками «левых» наличных средств, путей обналичивания необходимой суммы. При этом используются различные противозаконные методы, ухудшается криминогенная обстановка. Сегодня, чтобы «отмыть» деньги, нужно затратить от 5% до 10% от обналичиваемой суммы.
При завышенном размере как социального, так и подоходного налогов увеличивается себестоимость продукции, что отрицательно влияет на её конкурентоспособность. Значительная часть персонала предпринимателю приходится держать «за штатом», на контрактной основе, что дезорганизует нормальный рынок труда.
Предприниматели уже неоднократно обращались в Правительство с предложениями о снижении неоправданно высокой налоговой нагрузки на бизнес, которая не дает ему подняться. Необходимо найти такой баланс интересов, чтобы бизнесменам было выгодно платить своим работникам реальную зарплату, не разоряясь при этом.
В Правительстве ходит идея о снижении общего объема налогов до 34% от дохода. Предполагается, что это поможет легализовать зарплату, увеличив, тем самым, налогооблагаемую базу.
Однако по данным опроса значительного числа предпринимателей г.Алматы, работающих в реальном секторе экономики более 10 лет, в такой ситуации зарплата не легализуется. Сегодня, чтобы «отмыть» деньги, необходимо затратить лишь от 5% до 10% от суммы. А это значительно меньше, чем 34%, которые предположительно будут выплачиваться в виде налогов и отчислений.
То есть, очевидно, что предлагаемая схема не даст ожидаемых результатов, и зарплата будет по-прежнему находиться в «тени».
Для эффективного разрешения вопроса легализации заработной платы предприниматели предлагают свои варианты.
Учитывая психологию работодателя, а также обязательность выплат работодателем большого количества иных налогов в виде НДС, на прибыль и т.п. необходимо определить ставку социального налога не более 5%, приравняв ее величину с размером нелегальных выплат при «отмывании» денежных средств. Установить также ставку подоходного налога с зарплаты работника не выше 13%.
При среднемесячной заработной плате 17,3 тысяч тенге ожидаемые поступления подоходного налога составят почти 170 млрд. тенге, тогда как сегодня собирается едва ли 40% от этой суммы.
Еще 10 % должны составить отчисления в пенсионные фонды (с зарплаты работника), что в год позволит собрать 60,4 млрд. тенге. При таком распределении налоговой нагрузки уже можно ожидать легализации зарплаты.
Уменьшив ставку социального налога, можно также ожидать резкого роста поступлений подоходного налога — за счет увеличения легальных источников его сбора. К тому же значительно облегчается сама задача сбора таких налогов, поскольку легальная зарплата работников отражена в бухгалтерских документах любого предприятия.
По мнению предпринимателей, это поможет даже увеличить доходную часть бюджета и сделать ее предсказуемой на долгие годы. Возрастет как число легально работающих людей, так и среднемесячная зарплата. Оздоровление ситуации в сфере трудовой занятости может также способствовать приходу в страну новых инвестиций и, следовательно — созданию новых предприятий и рабочих мест.
А это, в свою очередь — новые налоги в государственный бюджет. По подсчетам предпринимателей, такое облегчение налоговой нагрузки приведет к значительной активизации отечественного бизнеса. Легальная среднемесячная заработная плата в стране может достичь в 2005 году 40 — 45 тысяч тенге — именно такой потенциал бизнеса скрывается сегодня в «тени».
Причем 18% отчислений (социальный и подоходный налоги) попадут прямо в госбюджет, а еще 13% (страховые и пенсионные), будут в распоряжении частных страховых компаний и пенсионных фондов, которые в ближайшем будущем станут важнейшим источником инвестиций для казахстанского бизнеса.
Данное предложение казахстанских предпринимателей уже давно доведено до сведения Правительства страны, однако положительного ответа на него предприниматели пока не дождались. Правительство по-прежнему уповает только на налоговый «пресс», который выжимает из отечественного бизнеса буквально все соки.
Косметические меры, в виде демонстративного убирания различных бюрократических «рогаток» ( которые они сами и создали) — это пожалуйста!
А вот помочь бизнесменам по- настоящему у наших чиновников желания не находится…