С ракеткой – с пяти с половиной лет
На недавних соревнованиях в Алматы и Астане именно Зарина Дияс была главным объектом внимания теннисных болельщиков. По миру юную спортсменку сопровождает ее мама Аида Аульбекова.
– В вашей семье кто-нибудь занимался профессиональным спортом, чьему примеру Зарина могла последовать?
Аида Аульбекова: Нет. Лично я спортом профессионально не занималась. Только, как и многие, на любительском уровне. Зарина же начала тренироваться, ей понравилось, в итоге она прошла весь путь, чтобы стать профессиональной теннисисткой.
– Когда ваша дочь впервые взяла в руки ракетку?
А.А.: В пять с половиной лет. Мы в то время уже жили в Праге, куда уехали по бизнесу. Зарина увидела по телевизору игру Мартины Хингис (швейцарская теннисистка, экс-первая ракетка мира. – Прим. автора) и сказала, что хочет тоже научиться играть в теннис. Сначала Зарине было просто интересно, но потом все переросло в серьезное увлечение. В шесть лет у нее появился персональный тренер, она стала участвовать в детских турнирах, побеждать в них. Постепенно мы стали все серьезнее задумываться о теннисной карьере.
Экономический колледж по индивидуальному графику
– Зарина, помнишь свое первое интервью?
Зарина Дияс: Да, это было в Чехии, когда я в девять лет выиграла международный турнир для 12-летних теннисисток.
– В Чехии дочь училась в обычной общеобразовательной школе?
А.А.: Да. В Чехии нет системы спортивных интернатов, как в Казахстане, где можно и учиться, и заниматься спортом. С первого класса Зарина ходила в обычную среднюю школу. Училась на отлично, была одной из лучших учениц в школе. После ее окончания поступила в колледж с экономическим профилем. В этом колледже спортсменам идут навстречу: разрешают получать образование по индивидуальному графику. Зарине не обязательно ежедневно посещать занятия. В определенные дни она приезжает и сдает экзамены.
– Зарина, в Праге ты провела большую часть жизни. Думать на чешском языке еще не стала?
З.Д.: Иногда думаю на чешском, но чаще все же на русском языке. Сны тоже снятся то на чешском, то на русском языке.
“В сборную Чехии зовут до сих пор”
– Как строится система теннисного обучения в чешских клубах?
А.А.: В Чехии теннисные традиции очень сильны. К примеру, клуб “Штванице”, в котором мы занимаемся, был основан 120 лет назад. Там все очень четко продумано и грамотно организовано. Не случайно сегодня в Чехии много ярких теннисистов: и Томаш Бердых (7-я ракетка мира. – Прим. автора), и Петра Квитова (30-я), и Ивета Бенешова (77-я)…
– Теннисное обучение обходится дорого?
А.А.: Очень. Здесь и индивидуальные тренировки, и аренда кортов, и физическая подготовка, и массажи и т. д. Плюс поездки на турниры. Не стоит забывать, что в Чехии мы – иностранцы, поэтому та же аренда кортов нам обходится дороже. Поначалу у нас все шло на коммерческой основе. Сейчас условия несколько изменились.
– Зарину признавали лучшей теннисисткой в Чехии в своем возрасте. Были ли предложения от местной федерации выступать за эту страну?
А.А.: Они поступают до сих пор. Нас постоянно спрашивают, не хочет ли Зарина поменять гражданство. Но мы казахстанцы и не собираемся выступать под флагом Чехии. К тому же сейчас нам помогает Федерация тенниса Казахстана. К примеру, она оплачивала наши тренировки у Карлоса Родригеса, берет на себя расходы по поездкам на турниры.
Корт не располагает к дружбе
– Зарина, в феврале этого года ты дебютировала в сборной Казахстана на Кубке федерации. Какие остались впечатления?
З.Д.: В сборной больше ответственности и психологического давления от того, что играешь не за себя, а за команду. Мне понравилось играть. Только я, к сожалению, простудилась. Поэтому играла только в паре, хотя мне обещали, что я сыграю в одиночке.
– Как сложились отношения с другими игроками сборной Казахстана: Ярославой Шведовой, Галиной Воскобоевой, Сесиль Каратанчевой?
З.Д.: Девчонки хорошие, и отношения были нормальными.
– У тебя есть подруги-теннисистки или профессиональный спорт не располагает к близким отношениям?
З.Д.: Конечно, в теннисе мы конкурентки, поэтому друзей среди игроков нет. Большинство моих друзей не из мира тенниса.
Молодежная “дискриминация”
– Когда ребенок начинает заниматься спортом, никогда не угадаешь, перерастет ли это увлечение в профессию и вернутся ли сторицей вложенные средства. У вас не было сомнений на этот счет?
А.А.: Мы очень верим в Зарину. Главное, что она сама очень хочет многого добиться. В июле Зарина вошла в ТОП-200 мирового рейтинга и на данный момент среди девчонок ее возраста занимает четвертое место в мире. К сожалению, после неудачного выступления в июле на Prague Open Зарина опустилась в рейтинге и сейчас занимает 243-е место. Она не сумела защитить очки, заработанные год назад за выход в четвертьфинал пражского турнира. Зато мы получили огромный опыт. Турниры Женской теннисной ассоциации (WTA) на порядок сильнее тех, в которых мы играли раньше. Надо учитывать, что по возрасту Зарина может участвовать только в ограниченном количестве турниров. В этом году ей разрешено сыграть только 13 турниров. В следующем – на два больше. Взрослые же теннисистки играют за сезон по 28–30 турниров. Соответственно у них больше возможностей набирать рейтинговые очки.
– Как справляетесь с проблемами физиологического роста Зарины? К тому же у нее сейчас переходный возраст.
А.А.: Такие моменты, конечно, присутствуют, но Зарина очень дисциплинированная. Проблем, связанных с переходным возрастом, я особо не чувствую. Она как была трудягой на корте, так и остается.
Организм… подсказывает решение
– Зарина научилась чувствовать свой организм: где увеличить нагрузки, где, напротив, уменьшить?
А.А.: Сейчас начинает понимать. Если идут слишком большие нагрузки, она на это сразу реагирует. Раньше такого не было.
– Признаков звездной болезни еще не было?
А.А.: О, нет!
– Если появятся, как собираетесь бороться?
А.А.: Когда будут, тогда мы с вами на эту тему и поговорим.
– В мае вы завершили сотрудничество с известным тренером Карлосом Родригесом. Что стало причиной?
А.А.: Дело в том, что в большой теннис вернулась его подопечная Жюстин Энен (бельгийская теннисистка, экс-первая ракетка мира, сейчас 13-я в рейтинге. – Прим. автора). Естественно, Карлос стал уделять нам меньше внимания. К тому же у нас нет пока возможности играть с Энен в одних турнирах: она выступает в соревнованиях более высокой категории, куда мы еще не попадаем.
“Энен остается примером”
– Каковы результаты вашей девятимесячной работы с Родригесом?
А.А.: Мы изменили некоторые вещи. Например, форхенд (удар справа для правши. – Прим. автора), поменяли технику. Сотрудничество с Родригесом многое нам дало. К тому же Зарине удалось потренироваться с Жюстин. Теперь мы вернулись в Прагу к своему бывшему тренеру Ярославу Яндусу.
З.Д.: Энен остается для меня примером. Мне нравится ее игра, отношение к работе. Я не расстроена тем, что мы закончили заниматься у Родригеса: все лучшее я от него взяла.
– Где вам удобнее жить – в Чехии или США?
А.А.: Теперь, когда Зарина стала выступать в профессиональном туре, заметной разницы нет, потому что большую часть времени мы ездим по турнирам. В Праге находимся не так много времени, как раньше.
Магия Большого шлема
– Зарина, внимание теннисных болельщиков и прессы к твоей персоне не тяготит?
З.Д.: Наоборот, очень приятно, когда мне пишут болельщики, переживают за меня на турнирах.
– Теннисистка из Киргизии Ксения Палкина в апреле приезжала в Алматы с группой поддержки. За тобой фанаты на турниры не ездят?
З.Д.: Такого еще нет. Знаю, что некоторые создают на своих facebook фан-страницы Зарины Дияс, обсуждают на форумах мои выступления. На то, чтобы отписываться им, времени нет, но по возможности отвечаю.
– На улицах тебя узнают?
З.Д.: Да, в Чехии иногда узнают на улицах, но больше внимания, как мне кажется, в Казахстане.
– Ты выступала на всех турнирах Большого шлема. Где интереснее всего играть?
З.Д.: Мне нравятся “Ролан Гаррос” и Открытый чемпионат США. Во Франции особая атмосфера, живые болельщики. Да и Париж сам по себе красивый город. Из других иностранных городов мне больше других нравится Нью-Йорк.
– А где тебе комфортнее играть?
З.Д.: В Казахстане. Здесь за меня очень сильно болеют, здесь живут мои родственники.
Сергей РАЙЛЯН, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)