Мы провели собственное расследование и узнали, как продавцы маскируют гниющие продукты, какие инфекции мы покупаем вместе с молоком и мясом и почему власти города не могут навести порядок.
Объемы стихийной торговли в Алматы за последние полгода выросли в разы. “Стихийщики” уже не боятся проверок. А горожане даже не догадываются, что продукты, которые им предлагают, не прошли никакой проверки на безопасность.
Вместе с заведующей отделом гигиены питания управления санитарно-эпидемиологического надзора Медеуского района Алматы Раисой ДАУЛЕТКАЛИЕВОЙ мы вышли на “экскурсию” по местам стихийной торговли. И заглянули в самые потаенные места, которые обычно укрыты от глаз покупателя ширмами и коробками…
Зрелище оказалось не для слабонервных!
Ларек с сюрпризом
Мы подходим к ларьку, предлагающему “самую вкусную самсу”. На витрине киснут “гамбургеры”, на вертеле крутится мясо неведомых животных…
Мы заходим с черного хода и застаем врасплох повара, размазывающего мясо по тесту руками. В ларьке нет ни умывальника, ни чистой тряпки. Зато в углу стоит горшок для отправления естественных нужд. В туалет, как выяснилось, бегать очень далеко, а отходить от рабочего места строго воспрещается. Просим показать, где повар моет руки. Нас ведут в другой конец улицы, метров этак за 300 от точки продажи, где в здании стоит умывальник.
В другом таком же ларьке повар выкрутился еще более оригинально: вытащил из тазика тесто, налил из небольшого бойлера воду и стал тщательно тереть руки…
На вопрос, знают ли продавцы, что такая торговля является незаконной, нам кивнули головой.
– Ну мы же штраф платили, – протянул продавец и назвал кругленькую сумму.
Мы поинтересовались у нашего эксперта, о каких штрафах идет речь. Выяснилось, что сумма эта не подходит ни под одну из статей! Ответить, кому конкретно был выплачен “штраф”, продавец наотрез отказался.
– Вместе с гамбургерами, мороженым и донерами в этом ларьке можно приобрести острые кишечные инфекции, бруцеллез и даже кишечную форму туберкулеза… – сообщила нам наш эксперт Раиса Даулеткалиева.
В магазинчике напротив нам рассказали жуткие подробности работы ларька.
Мясо привозят сюда рано утром и, пока ларек еще закрыт, выкладывают прямо на землю. Под ларьком – настоящая вотчина крыс, которых повар периодически отгоняет скалкой, которой раскатывает тесто…
У ларька есть своя печальная статистика отравлений, которая не попадает в официальные сводки.
– Люди приходят, скандалят. Только вчера приходила девушка, у нее в самсе клок шерсти оказался, она так кричала, на сотку куда-то звонила, а потом ушла, так и не добилась ничего… – сообщили нам продавцы из магазина напротив.
Мы тоже не смогли узнать у продавца ни фамилии владельца, ни контактных телефонов, несмотря на то что с нами был сотрудник СЭС…
Нахимиченное молоко
Неподалеку от ларьков прямо на земле – целый гастроном. Ассортимент продуктов впечатляет: вперемешку лежат лук, носки вязаные, картошка, курт, который так закоптился, что его сложно отличить от картошки. Продавец достает нам из картонной коробки молоко в пластиковых бутылках из-под газированных напитков…
Продукты продают даже после того, как они начинают в буквальном смысле разлагаться. Торговцы не хотят терять ни копейки и находят массу способов, как придать загнивающему товару “съедобный” вид.
Например, молоко, которое нам предложила торговка, по словам специалистов, должно быть реализовано не позже чем через четыре часа после надоя, поскольку хранится не в холодильнике. Но “утреннее” молоко нам предложили к полднику… Стоит только удивляться, как долго здравствует этот продукт в жару в плохо промытой пластмассовой таре.
Как выяснилось, существуют способы продлить “жизнь” молоку – торговцы добавляют туда перекись водорода или пищевую соду. Дать такое молоко ребенку – значит наверняка вызвать как минимум расстройство желудка. Но к подобным ухищрениям, по словам экспертов, прибегает большинство торговцев молока в стихийных местах торговли.
Мы берем пробы на бактериологический анализ. Не исключено, что молоко окажется зараженным бруцеллезом. В Алматы в ходе одной только проверки было зафиксировано, что бруцеллезом заражено 18 процентов взятого на пробу молока. Медики говорят о росте заболеваемости среди городского населения – раньше такого не было.
Помимо этого страшного заболевания, которое может привести к тяжелой инвалидности, потребитель рискует приобрести “гнилое” молоко, которое надоено из гниющего вымени больной маститом коровы.
Знают ли об этих опасностях горожане? На наших глазах к торговке подошла женщина и купила баночку “парного” молочка.
Как “оживляют” мясо
А мы двигаемся дальше – аппетит уже испорчен, но самое страшное еще впереди. Перед нами стихийные “мясные” ряды. Сразу же чувствуется запах мяса не первой свежести. Огромные куски разложены на картонках, вокруг рой зеленых мух. Но торговля идет бойко. Цена за килограмм такого мяса дешевле, чем на рынке, на 200 тенге!
На стихийных рынках оседает мясо, которое по тем или иным причинам не проходит на базары. Когда мы поинтересовались, почему это мясо в два раза дешевле, чем в легальных точках продажи, то услышали настоящее откровение о том, что же могут продать неопытному покупателю за такие деньги.
– Может, это было животное, умершее от инфекции или истощенное, может, мертворожденные телята. Бывает, съела корова мышьяк или стрихнин, который завалялся в сарае для тех же крыс, – если такое мясо съест ребенок или пожилой человек, то может даже умереть. А мясо там никто не проверяет. Продать его хоть за копейки выгоднее, чем просто выкинуть.
Отличить по виду опасное мясо может только профессионал. Вот, например, якобы мясо взрослого животного, имеющее темно-красный вид. Но это также может быть свидетельством того, что животное умерло не в результате забоя и к его разделке приступили спустя несколько часов. Но ни один из торговцев не признается, что животное умерло от опасного заболевания. Такое мясо разлагается намного быстрее.
Мы покупаем мясо, чтобы разговорить продавца, а рядом стоящая женщина толкает нас в бок и шепчет:
– Вы что, не видите, мясо уже загнивает, как вы можете здесь брать?
Оказалось, женщина живет неподалеку и постоянно видит, как привозят мясо, как его натирают специальными составами для придания “свежего” вида.
– Я одного не понимаю: ведь это отрава для населения, но куда смотрит СЭС? – недоумевала она.
Куда смотрит СЭС?
А смотрит управление санитарно-эпидемиологического надзора, как выяснилось, в статью Административного кодекса, которая, по словам самих специалистов, лишила их возможности бороться со стихийной торговлей.
– Чтобы составить протокол об административном правонарушении, мы должны взять установочные данные торгующего, а добыть их просто невозможно! Мы должны составить кипу бумаг, взять разрешение на проверку в прокуратуре, предупредить извещением о проверке этого якобы предпринимателя, согласно поправкам в закон о частном предпринимательстве, и все это, чтобы доказать, что нас с вами травят, – говорит начальник управления санитарно-эпидемиологического надзора Медеуского района Алматы Виктор МЕРКЕР. – Существующие законы действуют далеко не в интересах здоровья нашего населения. Раньше была прописана административная комиссия при акимате, было возможно изъятие продукта. Месяц назад вышел Кодекс о здоровье населения, и теперь обязанность бороться со стихийной торговлей возложена на акиматы. Но до сих пор нет схемы, объясняющей, как они должны это делать…
Александра МЫСКИНА, Тахир САСЫКОВ (фото)