Кто ж против такого обмена? Но если огласить весь список конкурентов и оценить их потенцию, то нетрудно понять, какая роль тут уготована Казахстану.
Акулы против карасей
Сегодня членами ШОС являются Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан, Узбекистан и Казахстан. В статусе наблюдателей – Афганистан, Белоруссия, Индия, Иран, Монголия и Пакистан. “Партнерами по диалогу” являются Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка.
От имени Казахстана этот документ подписал вице-министр по инвестициям и развитию Ерлан ХАИРОВ. А кто считал экономику этого соглашения, количество въездов-выездов, выгоды-невыгоды? По мнению российских экспертов, четыре последних места в этом списке привлекательности занимают Таджикистан, Афганистан, Пакистан и Шри-Ланка. Казахстан – пятый с конца. Аргументы прежние: низкий уровень безопасности (пока не про нас), низкий уровень инфраструктуры и сервиса, неадекватные цены (это уже про нас) и дефицит информации о достопримечательностях (опять про Казахстан).
В апреле глава управления туризма и спорта и внешних связей Алматы Тимур ДУЙСЕНГАЛИЕВ заявил, что соседи почти ничего не знают о Казахстане: “Я разговаривал с российскими блогерами, они считают, что Алматы – это большой кишлак. Нам не хватает информации, мы заново должны друг другу себя открыть… Во всем мире за турпотоки идет жесткая конкурентная борьба. А мы занимаем самые последние места: нет дорог, нет туалетов, инфраструктуры, не говоря уже о высоком качестве услуг… Потому что 90 процентов туроператоров работали на выезд”.
Узбекистан давно и профессионально завлекает Самаркандом, Хивой, Бухарой, Ташкентом. Там все устроено так, чтобы турист легко и без слез расставался со своими кровными. Грамотные законы с одной стороны прилавка провоцируют быстрее открывать кошельки с другой. Количество гостей растет ежегодно. Я уже не говорю про Армению и Азербайджан – там цены ниже наших, поток гостей выше, а логистика круче.
Непал и Индия – там на одних экзотических легендах и красотах можно и разума от восторга лишиться, и весь кошелек оставить. Да, по дороге из Дели к знаменитому мавзолею Тадж-Махал можно встретить отвратительных людей – грязных, больных и вонючих, которые требуют денег. Впрочем, таких можно увидеть во многих туристических странах мира. Но путешественники к ним уже привыкли. У нас таких нет. Но мы все равно на периферии этого рынка. Потому что внутренним туризмом там рулят акулы бизнеса. А у нас – не самые большие компании, которые выглядят рядом с ними рядовыми карасями.
Справка “КАРАВАНА”
В рейтинге привлекательности стран для туристов-мусульман Казахстан занимает 16-е место (между Ираном и Египтом). Лидер – Малайзия. Турция всего за полгода потеряла почти 20 позиций. Но после договоренностей с Россией опять может выйти в лидеры.
Индекс привлекательности – это, конечно, хорошо. Но много ли туристов-мусульман посещают Казахстан? Статистика пока молчит.
Оценка по поведению
Смотрим другой индекс – от GLOBankingRates. Эта контора составила список 50 самых дешевых стран мира из 112, пользующихся популярностью у людей, которым скучно в четырех стенах. Наше место в нем – пятое. Эксперты агентства изначально ориентировались на уровень жизни в Нью-Йорке. Покупательная способность казахстанцев на 38,2 процента ниже, чем у жителей “Большого яблока”. У нас еда дешевле на 74,8 процента, товары и услуги – на 68,7 процента. Преимущество? Еще какое! Но опять же: самые-самые лидеры в этом узком смысле – Южно-Африканская Республика, Индия и Косово (ну да, даже жизнь там дешевле, чем еда). Белоруссия – на 50-м месте, Россия заняла 39-ю строчку, Украина – на 24-й позиции.
Много ли нам добавила именно туристов, а не командированных бизнесменов дешевизна проживания и прочие привлекательности? Нет ответа.
Открываем третий рейтинг. Всемирный экономический форум подвел итоги турсезона-2015. Те же лица: Испания, Франция, США, Италия, Германия, Китай, Великобритания, Австралия, Япония, Китай, Швейцария, Малайзия, Таиланд, Новая Зеландия, Греция… Казахстан – 85-я позиция из 141.
В Испании безработица достигла почти 23 процентов. Там аборигены готовы убиться в услугах для гостей – лишь бы платили. В Париже запахи круассанов, парфюма и мочи человеческой смешиваются в невообразимое амбре (лично проверил). Но миллионы туристов не могут же так ошибаться? Они приехали туда не нюхать, а знакомиться с достопримечательностями и отдыхать. В Таиланде и Малайзии – праздно загорать. В Италии и Греции – бродить по развалинам. В Швейцарии – открыть счет. В Новой Зеландии купить недвижимость по случаю. Далее – по списку.
Весной на турвыставке в Алматы поинтересовался у одного местного оператора, зачем он так задрал цены на туры в Туркестан из Алматы с ночевкой и обратно – почти 45 тысяч тенге с носа? Ответ ошарашил: “А они из своего Берлина или Стамбула доедут до нашего Туркестана всего за 45 тысяч?”.
Логично. И патриотично. Но как-то обломно для развития рынка…
Алматы
Окончание – в следующем номере