Чертова дюжина Кашагана - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Чертова дюжина Кашагана

Чертова дюжина Кашагана

Не позднее октября 2013 года заработает самое крупное казахстанское месторождение.

  • 29 Марта 2010
  • 2599
Фото - Caravan.kz

Главный переговорщик «КазМунайГаза» Максат Иденов сделал первый шаг к тому, чтобы отстоять национальные интересы Казахстана. 12 марта он заявил, что бюджет разработки крупнейшего нефтяного месторождения Кашаган в текущем году сокращен до 8,688 миллиарда долларов. Оператор проекта компания NCOC пошла на сокращение бюджета с первоначально заявленных 10,450 миллиарда долларов. Казалось бы, снижение бюджета всего на 1,762 миллиарда долларов ничего особенного Казахстану не сулит.
Но это обманчивое заключение. Согласно соглашению о разделе продукции, подписанному казахстанским правительством и консорциумом иностранных компаний, инвесторы начнут осуществлять все обязательные платежи в казахстанский бюджет только после того, как отобьют все вложенные инвестиции. Именно этот пункт заставлял инвесторов наращивать бюджет освоения Кашагана. И отчасти стал причиной задержки освоения.
В соответствии с первоначальным соглашением консорциум Agip KCO должен был приступить к промышленной разработке месторождения еще в 2005 году. Так как инвестор посчитал срок нереальным, по договоренности сторон его перенесли на 2008 год. Но уже в середине 2007 года консорциум уведомил правительство Казахстана о переносе срока начала добычи с 2008-го на второе полугодие 2010 года. И кроме того, заявил о существенном увеличении затрат по проекту — с 57 до 136 миллиардов долларов.
Ты помнишь, как все начиналось
Попытки консорциума нарастить бюджет освоения более чем в два раза и стали сигналом для казахстанского правительства.
Во-первых, оно поняло, что идти на поводу консорциума просто нельзя. Судя по динамике отказов от старых сроков, Agip KCO мог и далее наращивать смету с тем, чтобы выйти, к примеру, на другие суммы — вплоть до полумиллиарда долларов. Каждый дополнительный миллиард лишь оттягивал срок платежей для консорциума, с одной стороны, и увеличивал прибыльность проекта для Agip KCO, с другой.
Во-вторых, правительство, сославшись на неприемлемость для Казахстана нового бюджета освоения, получило поле для торга. В результате длительных и изнурительных торгов, национальная компания «КазМунайГаз» увеличила свою долю с 8,33 до 16,81 процента в проекте. Тем самым, Казахстан, безусловно, не получил контроль над проектом, но стал одним из основных акционеров, без согласия которого иностранные компании принимать решения больше не смогут.
В-третьих, правительство прекрасно понимает, что без иностранных инвесторов, их финансовых и технологических возможностей Казахстан не сможет осилить такую работу, как освоение Кашагана. Поэтому каждый шаг выверялся практически до миллиметра. Иностранные инвесторы согласились на увеличение доли национальной компании, при этом сделали это практически добровольно.
Но одним увеличением доли «КазМунайГаза» казахстанское правительство не ограничилось.
Не всех под одну гребенку
Напомним, что согласно положениям СРП, налоговый режим для иностранных инвесторов заморожен на том уровне, который существовал при заключении соглашений. То есть иностранные инвесторы в казахстанской нефтянке платят налоги на уровне 90-х годов прошлого века. Причем, главным стимулятором прихода иностранных инвесторов в Казахстан стало именно данное положение — стабильность налогового режима.
Это еще одна причина, почему иностранные инвесторы на Кашагане особенно не торопятся. Им на самом деле выгодно как можно позже начать промышленную добычу. С одной стороны, чем позже они начнут добычу, тем больше заплатят налогов. Но, видимо, просчитав потери, инвесторы все же голосуют за затягивание сроков начала добычи. С другой стороны, ускорение процесса начала добычи невыгодно по причине мирового кризиса. Цены на нефть находятся на уровне 70-80 долларов. Конечно, это в 2-3 раза дороже цен на нефть, которые были в момент заключения СРП, но в 2 раза дешевле, чем они были в 2007 году.
В январе-феврале текущего года с подачи казахстанского президента Нурсултана Назарбаева был поднят вопрос о переходе иностранных инвесторов, работающих в нефтяном секторе, на текущий налоговый режим, что формально противоречит условиям СРП.
Однако у казахстанского правительства есть все основания надеяться, что подобное возможно. Со своей стороны министр энергетики и минеральных ресурсов (недавно переименовано в министерство нефти и газа) Сауат Мынбаев указал на определенный нюанс: СРП могут быть пересмотрены, если условия соглашений угрожают экономической безопасности страны. Судя по всему, казахстанское правительство взяло на вооружение российский опыт по проекту «Сахалин-2». Там после массированной атаки на проект экологических организаций и контролирующих органов наступила пора «тяжелой артиллерии» в лице президента России. В нашем случае, это будет президент Казахстана.
Первый сигнал уже получен. Как передал 24 марта «Казинформ», компания Agip KCO, принимающая участие в освоении месторождении Кашаган на шельфе Каспийского моря, оштрафована на 90 миллионов тенге. Пресс-секретарь областной прокуратуры Светлана Джумашева сообщила, что штрафные санкции в размере 45 миллионов 715 тысяч тенге на компанию были наложены за допущенный в марте 2009 года разлив в море технического масла на синтетической основе. В такую сумму природоохранная прокуратура оценила ущерб, нанесенный природе. Кроме этого, компанию обязали выплатить административный штраф в размере 45 миллионов 843 тысяч тенге.
И вроде бы казахстанское правительство предпринимает усилия по сдерживанию бюджета освоения, однако через ту же прокуратуру штрафует консорциум.
Таким образом, инвесторы оказываются в довольно сложном положении: штрафы они никак не могут отнести к бюджету освоения и, если их будут накладывать регулярно, то может случиться как раз то, чего правительство ждет. А именно сами инвесторы инициируют переговоры по пересмотру условий СРП. Иного пути как-то сдержать волну штрафов инвесторы просто не найдут.
В то же время, 24 марта государственный секретарь-глава МИД Казахстана Канат Саудабаев уже в который раз подтвердил, что налоговый режим для участников международного консорциума North Caspian Operating Company (NCOC), разрабатывающего Кашаган, остается неизменным. Это заявление он сделал в Токио, когда японские журналисты поинтересовались судьбой консорциума, одним из участников которого является японская Inpex. При этом он пояснил, что в соответствии с новым Налоговым кодексом, вступившим в силу с 2009 года, «изменено налогообложение недропользователей, упразднен вид контракта на недропользование, заключаемого в виде соглашения о разделе продукции (СРП)». «Однако это не будет касаться СРП, заключенных до 1 января 2009 года. Таким образом, налогообложение в рамках СРП по Северному Каспию от 18 ноября 1997 года производится в соответствии со стабильным налоговым режимом, определенным в указанном СРП», — подчеркнул глава МИД.
Из всего сказанного можно сделать несколько выводов. Во-первых, казахстанское правительство не будет в одностороннем порядке пересматривать условия СРП, заключенных до 1 января 2009 года. Но это вовсе не значит, что правительство не пойдет навстречу инвесторам, если они захотят инициировать переговорный процесс по СРП. Во-вторых, правительство прекрасно понимает, что не может в одностороннем порядке нарушить режим стабильности налогового режима, благодаря которому в казахстанскую нефтянку пришли миллиарды долларов. Это сильно ослабит доверие к власти со стороны иностранных инвесторов. Ссылки на то, что в момент заключения сделок по СРП казахстанское законодательство было сырым, не выдерживает критики. В-третьих, если иностранные инвесторы все же не пойдут на попятную и не захотят обсуждать условия СРП, то правительству придется придумывать другие методы принуждения.
А с принуждением можно перегнуть…
Наша справка
Извлекаемые запасы нефти Кашагана оцениваются как минимум в 7-9 миллиардов баррелей, а общие геологические запасы сырья этой нефтеносной структуры — в 38 миллиардов баррелей. Кашаган является пятым по запасам нефтяным месторождением в мире.