В стремлении сохранить стабильность банковской системы казахстанское правительство закачало в нее огромные средства из Национального фонда.
Предполагалось, что как координаторы финансовых потоков в стране, банки сумеют запустить розничное кредитование, расплатиться по текущим долгам и восстановить доверие к стране со стороны иностранных инвесторов.
Но последние события на финансовом рынке свидетельствуют о том, что банки второго уровня пытаются создать для себя в стране «тепличные условия», убрать конкурентов и получить монополию.
Национальный банк уже выступил с инициативой закрыть в стране небанковские обменные пункты и ввести ограничения существующего режима валютных операций. Главной причиной таких новшеств, по мнению Нацбанка, являются участившиеся в стране факты спекуляций с валютой.
По всей видимости, Нацбанк озабочен резким снижением оборота денег через банковскую систему и внезапным усилением денежного оборота через небанковские обменные пункты. Однако сразу же стоит заметить, что инициатором данных тенденций на рынке стал, в первую очередь, сам Нацбанк.
Плоды девальвации
Если говорить о необходимости девальвации казахстанского тенге, то здесь не может быть никаких кривотолков: да, в условиях, когда Россия удешевила рубль по отношению к другим валютам, в том числе и к тенге, другого сценария дальнейших действий у РК не было. Однако провести одномоментную девальвацию оказалось намного проще, чем просчитать ее последствия.
Безусловно, любое одностороннее обесценивание национальной валюты ведет к снижению доверия к банковской системе в целом, и политике Нацбанка РК, в частности. Этого не могли не понимать инициаторы девальвации. Удивительно другое: почему они сейчас с широко раскрытыми глазами говорят спекуляциях на валютном рынке и резком снижении оборота денег в банках второго уровня? Ведь этого следовало ожидать из самой логики проведения девальвации.
Чтобы вернуть доверие к банковской системе на сегодняшний день необходимо сделать «всего ничего»: выполнить свои обязательства перед западными кредиторами в размере 11 миллиардов долларов, и перед отечественными кредиторами — в размере имеющейся депозитной базы.
Если государство сказало «а», значит, придется сказать и «б». Оно должно ясно и понятно довести до банков смысл всех последних метаморфоз в банковской системе. «БТА банк» и «Альянс банк» теперь контролируются государством, значит ли это, что и по обязательствам данных кредитных учреждений ответ будет держать государство? Если да, то, какими средствами, и из каких источников? В каком формате будут дальше работать «Казкоммерцбанк» и Народный банк?
В случае, если ставка делается на активы банков и их текущую операционную прибыль, важно знать, позволят ли они аккумулировать средства, необходимые для обслуживания внешнего долга. При этом необходимо четко понимать, что без выполнения своих обязательств перед казахстанцами банки не смогут платить и по своим западным обязательствам.
Нацбанк пошел проторенным путем
Да, Нацбанк решил пойти самым что ни на есть очевидным путем. Вместо того, чтобы повысить доверие к банковскому сектору со стороны казахстанских и иностранных субъектов, он решил подчистить конкурентную среду внутри Казахстана. В то время, когда западные кредиторы в рот воды набрали, и не собираются вести переговоры по реструктуризации долгов казахстанских банков, власти решили убрать с рынка небанковские обменные пункты и сконцентрировать все операции с валютой внутри банков.
Одновременно глава Нацбанка Григорий Марченко на очередной пресс-конференции выступил с довольно странными заявлениями. С одной стороны, он указал, что параметры девальвации (17 процентов) не дали казахстанским предприятиям конкурентных преимуществ перед импортерами, и надо полагать, темпы расходования золотовалютных резервов пока не удовлетворяют финансистов. С другой стороны, он же заявил, что второй волны девальвации не будет.
Для того чтобы у участников рынка не возникло подозрений по поводу неискренности Нацбанка, необходимо, чтобы они знали, как расходуются золотовалютные резервы на поддержку нынешнего курса тенге к другим валютам. Если темпы расходования близки к тем, что были в период между ноябрем 2008 года и январем 2009 года, то необходимо сказать об этом честно. Если же темпы расходования стабилизировались на уровне до ноября 2008 года, то нужно также честно и в глаза признаться — цели достигнуты, теперь приступаем к ликвидации последствий девальвации.
Когда 10 марта заместитель председателя Нацбанка Данияр Акишев заявил о том, что в Казахстане не планируется введение ограничений существующего режима валютных операций, все вздохнули свободно. Но потом он сказал о том, что в стране возможно введение специального валютного режима в случае угрозы экономической безопасности страны. В структуре данного пакета предусмотрены введение обязательной продажи валютной выручки экспортерами, запрет на проведение валютных операций физическими лицами (перевод денег за границу) и перевод денег предприятий за границу без указания цели или полный запрет.
Вся эта каша по поводу отсутствия предпосылок для введения ограничений по валютным операциям, подготовки специального валютного режима, недостижения целей, поставленных девальвацией, и не единожды повторяющимися обещаниями не проводить второй этап девальвации, ничего кроме сомнений и подозрений относительно планов Нацбанка не рождает.
НАП уполномочена заявить
10 марта со своими подозрениями и сомнениями выступила Независимая ассоциация предпринимателей (НАП) Казахстана. Она направила обращение президенту страны Нурсултану Назарбаеву по поводу намерений главы Нацбанка Григория Марченко закрыть небанковские обменные пункты.
Глава Нацбанка ссылался на то, что именно эти обменные пункты нагнетают панику на казахстанском рынке, подогревают слухи о возможной волне девальвации и используют их для обогащения. Ни для кого не секрет, что 24-25 февраля на казахстанском финансовом рынке происходили довольно странные вещи. Думается, многие казахстанцы напрямую или опосредованно получили сообщения о том, что вот-вот грядет следующая девальвация, и чтобы не потерять сбережения, необходимо конвертировать тенге в валюту. Ни для кого не секрет, что такую информацию «по секрету» сливали со ссылкой на информированные источники в казахстанских банках: без указания фамилий и имен.
Некоторые наши сограждане клюнули на приманку, и обменяли тенге по курсу 160-165 по отношению к американскому доллару. Каково же было их удивление утром 26 февраля, когда курс никуда не прыгнул, и ажиотажный спрос на валюту не стал элементом повседневной жизни.
Поэтому утверждения предпринимателей о том, что слухи распространяли не обменники, а банковские служащие, вполне даже корректные. Можно предположить и то, что какие-то люди, заинтересованные в спекуляциях, использовали ссылку на банковских работников с целью придания слухам большей убедительности. Но как бы то ни было, но запрещать сегмент рынка, где в 2500 обменных пунктах работают 50 тысяч человек, нет особого смысла. Надо сначала разобраться и наказать виновных, сам рынок трогать не стоит.
Спецрежим
Теперь конкретно по инициативам, о которых говорил зампред Нацбанка Данияр Акишев. Если одновременно отнять лицензии у небанковских обменных пунктов и обязать экспортеров продавать валютную выручку, то ситуация мало чем будет отличаться от той же узбекской. Последствиями первого шага станет неконтролируемый рост «черного рынка» и появление в стране большого количества частных менял, которые заполонят ниши, которые сейчас занимают обменники. Это приведет к делению рынка на легальный и нелегальный, плюс — разнице курсов между ними.
Если на легальном рынке курс будет поддерживаться на уровне 150 тенге за доллар, то на нелегальном он повысится (так делают всегда, чтобы привлечь на рынок больше клиентов). Экспортеры не смогут инвестировать средства в развитие, ибо их обяжут продавать выручку Нацбанку. Нацбанк будет конвертировать валюту по одному курсу, а большая часть операций физических лиц переместится на «черный рынок», где курс будет выше. Страна будет жить по курсу «черного рынка», а экспортеры, они ни в чем не виноваты, по другому, более заниженному.
Это заставит экспортеров уйти в тень, и активнее прежнего задействовать серые схемы финансовых траншей.
Вторая мера — запрет на проведение валютных операций физическими лицами — приведет к росту «черного рынка». Верить в то, что с запретом у людей исчезнет нужда в переводе денег за границу, наивно и смешно. А раз спрос на такие переводы останется, естественно, возникнет и предложение. Правда, все эти операции будут осуществляться вне банковских структур, разумеется, и маржа будет оседать не в банках, а в частных карманах.
Третья мера — запрет на перевод денег предприятий за границу без указания цели или полный запрет — приведет к тому же самому. Все эти меры вместе взятые могут привести к неконтролируемому росту теневого рынка, куда одномоментно уйдут целые сегменты казахстанской экономики, снова войдут в привычку походы к частным менялам на рынках, а банки недополучат суммы, которые сегодня пока невозможно представить.
По идее, чрезвычайные меры могут привести к подрыву казахстанской банковской системы, оттоку депозитов и средств инвесторов и превращению страны в государство, где бал правит черный рынок.
Фото с сайта http://img.dni.ru