Похоже, убийства в декабре становятся черной традицией металлургического гиганта. Это уже третья по счету декабрьская жертва в истории Кармета.
Счет декабрьским убийствам на Кармете положил один из последних стальных генералов – Александр Свичинский. 28 декабря 1992 года в 7.30 утра генеральный директор Карметкомбината был застрелен на пороге административного корпуса комбината. Это было первое заказное убийство на заре дикого рынка на постсоветском пространстве. Через пару-тройку лет заказные убийства покатятся как снежный ком. Войдут в разряд обычной криминальной хроники. Но тогда все было впервые. Первая жертва с громким именем, первые заказчики, первые наемные киллеры.
Горячие литовские парни
На расследование преступления были брошены все силы полиции. Заказчиков и исполнителей посадили-таки на скамью подсудимых. Громкое убийство имело такой широкий резонанс, что просто невозможно было не расстрелять кого-нибудь.
Оказалось, Свичинского из самодельного обреза убили “горячие литовские парни”. А нанял их заместитель начальника одного из цехов. Мотивом послужила личная обида мелкого начальника на генерального директора за то, что тот сократил его полномочия. Был он, дескать, заместителем по быту и социальным проблемам, а с приходом Свичинского стал заместителем только по социальным вопросам.
Социальный зам затаил такую смертельную обиду, что попросил… своего водителя подыскать убийц. Водитель нашел литовских стрелков, которые, как оказалось, сидя в своей Литве, тоже испытывали сильную неприязнь к генеральному директору Карметкомбината, который якобы задолжал (!) им 50 рублей! А потому с радостью согласились убить Свичинского за… три тысячи долларов.
Киллеры прикатили к проходной комбината на “Запорожце” рано утром. Свичинский подъехал на служебной “Волге”. Вышел из машины. Литовец вытащил самодельный обрез и выстрелил. Пуля попала в голову. Генеральный упал. Поднялась суматоха. Стрелки под шумок исчезли.
Всю компанию сдал водитель. Явился в полицию с повинной и чистосердечно всех заложил.
Заказчика и непосредственного исполнителя по приговору суда расстреляли. Запасного стрелка и поставщика киллеров приговорили к 15 годам заключения.
Кто на самом деле стоял за громким убийством генерального директора стального гиганта? И какие ставки на самом деле стояли на кону этого преступления? Мы вряд ли когда-нибудь это узнаем. Правда могла быть настолько страшной и неприятной, что гораздо безопасней было поверить, что генерального заказал мстительный зам по социальным вопросам. А два безработных литовца специально приехали в Темиртау, чтобы убить могущественного генерального Кармета за то, что тот каким-то неведомым образом задолжал им 50 рублей…
В материалах следствия не было ни слова ни о миллионных сделках, совершавшихся на Кармете в те времена чуть ли не каждый день, ни о том, что Кармет в то время был кормушкой для влиятельнейших людей России и Казахстана. На этом металле поднялась и составила свой капитал целая когорта будущих миллионеров. Особенно повезло тем, кто поживился до прихода Лакшми Миттала. То есть в эпоху генеральных директоров: будущего российского миллионера О. Сосковца, будущей жертвы заказного убийства А. Свичинского и незаметно исчезнувшего из поля зрения А. Ботова. Следствие не нашло ни одного факта, указывающего на связь между убийством и миллионными оборотами Карметкомбината.
Мнительный вальцовщик
С приходом иностранного инвестора масштабы теневых сделок поуменьшились. Но… 29 декабря 2003 года в шесть часов утра на пороге своего дома был убит начальник планово-распределительного бюро цеха алюминирования ОАО “Испат-Кармет” Николай Сидоров. Это преступление явилось почти зеркальным отражением убийства Свичинского: мстительный заказчик, непутевый киллер, самодельный обрез. И даже такса за исполнение та же – три тысячи долларов. Только на этот раз киллер прикатил не на “Запорожце”, а на разбитой “копейке”.
Сидоров каждый день выходил из дома в одно и то же время – в 5.50, чтобы в 6.00 быть на остановке рабочего автобуса. И в то утро он вышел из дома, прошел через двор. Как только Николай вышел за ворота, из стареньких “Жигулей” вышел парень с обрезом. Убийца сделал только один выстрел. Но он оказался смертельным.
Убийца беспрепятственно прыгнул в машину и рванул с места. Его взяли в тот же день. Погода подвела. Она была в то утро препротивная. Слякоть превратила снежные сугробы в ловушки для хиленьких машин. В одну из таких и угодили “Жигули”. Доморощенный киллер выжимал из “копейки” все, что можно. Ну и влетел в придорожный сугроб. Машина намертво увязла в снежной жиже.
А дальше – как в криминальном водевиле. Мимо проезжали гаишники. Увидели застрявшую в сугробе машину. И по доброте душевной решили помочь бедолаге вытолкать машину. Но дорожные полицейские оказались профессионалами – что-то показалось им подозрительным в поведении мужчины. И для выяснения всех подозрений гаишники повезли его в отделение.
А он недолго упирался. И уже через пару часов полиция задержала заказчика – старшего вальцовщика того же цеха алюминирования.
Как и в первом случае, мотивом заказного убийства стала личная обида. Старшему вальцовщику показалось, что начальник планово-распределительного бюро задумал понизить его в должности – из старшего вальцовщика перевести в младшие. Начальник, правда (не иначе как для отвода глаз!), послал старшего вальцовщика на курсы повышения квалификации. Но старший вальцовщик все равно был убежден: стоит ему вернуться с курсов, как его тут же понизят в должности. И чтобы этого не допустить, за день до выхода на работу после курсов он решил убить начальника. Для осуществления задуманного нанял убийцу из местных безработных.
Мнительный мститель и безработный убийца были приговорены судом к 17 годам лишения свободы с конфискацией имущества.
И опять в материалах уголовного дела не промелькнуло ни одного “стального” намека. Разве что при обыске в доме старшего вальцовщика, так дорожащего своей должностью, было обнаружено наличными почти полмиллиона(!) долларов.
Опять черный декабрь?
Нынешний декабрьский сезон убийств на Кармете открылся раньше обычного. Заместитель начальника конверторного цеха был убит в ночь с 3 на 4 декабря. Убийца (или убийцы) нанес жертве несколько ударов тупым предметом по голове.
Игорь Сивков – коренной карметовец. После окончания завода-втуза с первого дня на комбинате. Прошел все ступени. Был шламовщиком. Потом подручным сталевара. Несколько лет назад стал заместителем начальника конверторного цеха – одного из ключевых на комбинате. Он был очень принципиальным человеком, может быть, даже слишком принципиальным. Но явных врагов как будто не было. Его гибель для всех стала шоком.
Из рассказов коллег и близких складывается следующая картина. 3 декабря Игорь Сивков как обычно ушел на работу рано утром. Весь рабочий день был на виду у всех. С работы ушел как всегда. Но домой в тот вечер так и не пришел. Домашние звонили ему на сотовый, но телефон был отключен.
На следующее утро тело Сивкова обнаружили в гаражном массиве недалеко от дома. Его нашел сосед по гаражу, пришедший за машиной.
Полиция пока не делится подробностями о ходе следствия. Но с большой долей вероятности можно предположить, что это не простое – случайное убийство с целью грабежа. У убитого при себе осталась нетронутой крупная сумма денег – полторы тысячи долларов. На месте остались и две машины, принадлежащие семье. Одна в гараже, другая на стоянке. Хотя ключи от машин и от гаража исчезли.
Ведется следствие. Куда оно выведет на этот раз?
Стальное алиби
На Кармете крутятся миллиарды. И воруют здесь с завидной регулярностью. Вопрос только в количестве. Воруют вагонами, тоннами, килограммами… Но добра так много и лежит оно так удобно, что хватает всем. И хозяину остается только богатеть не по дням, а по часам.
Вокруг Кармета пасется не поддающееся учету огромное количество преступных группировок, занимающихся кражами готовой продукции. Мы уже не раз писали о том, какие порой головокружительные криминальные партии разыгрываются здесь. И главными действующими лицами не всегда выступают первые руководители. Здесь каждый варит свою кашу. Несколько лет назад, например, департаментом КНБ была раскрыта до гениального простая афера. Кладовщик, отпускающий продукцию со склада и принимающий ее, в течение года принимал и отпускал одну и ту же кучу ферросплавов. Куча на самом деле весь год лежала на одном и том же месте. Просто в одних отчетах она фигурировала как принятая, в других – как отпущенная. С каждой переписи кладовщик имел две тысячи долларов. А что для металлургического гиганта десяток тонн и пара тысяч баксов, когда вокруг крутятся миллионы тонн и долларов. Эти миллионы – черная метка Карметкомбината.
За последние два года Караганду и Темиртау постоянно сотрясают громкие скандалы, связанные с кражами металла. В прошлом году один за другим были арестованы около двадцати человек, причастных к хищениям металла. Среди них несколько сотрудников полиции, ДВД, даже МВД, руководители среднего звена Карметкомбината, охранники. И даже несколько настоящих бандитов.
Местные правоохранительные органы с завидным постоянством ловят организованные преступные группировки металлистов. Потом с неменьшим упорством и постоянством республиканские правоохранительные органы ловят представителей местных органов за участие в тех самых преступных группировках.
И уж в этих-то уголовных делах есть все: и ночные погони, и засады, и перестрелки, и коррупция, и причинно-следственная связь между преступлениями и миллионами, вращающимися на Кармете.
Нет только одного: финала. Ни одно уголовное дело пока так и не завершилось вынесением приговора. Если не считать случая, когда вооруженная банда металлистов при похищении очередной партии металла прямо на территории цеха вступила в перестрелку с полицейскими. Один полицейский был даже ранен и представлен к награде. Нескольких бандитов полицейские поймали на месте. Они и пошли под суд, который освободил их прямо в зале заседаний, приговорив к условным срокам наказания.
У подсудимых оказалось железное алиби: они не знали, что металл ворованный! Они ж думали наоборот: это менты воруют, а они свое защищают!
Да уж… Немудрено запутаться.
Татьяна Тен, Валерий Петухов (фото)