«Через год и его менять придется»: что думают отечественные эксперты о введении водительского удостоверения нового образца - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
«Через год и его менять придется»: что думают отечественные эксперты о введении водительского удостоверения нового образца

«Через год и его менять придется»: что думают отечественные эксперты о введении водительского удостоверения нового образца

Для чего в Казахстане вводят новый стандарт водительского удостоверения, какие нововведения ждут отечественных автолюбителей и действительно ли новый способ защиты прав поможет искоренить возможность подделки документов.

  • 19 Ноября 2019
  • 11487
Фото - Caravan.kz

14 ноября в СМИ появилась информация, что после Нового года в Казахстане будут введены водительские удостоверения и свидетельства о регистрации транспортного средства нового образца. Такое решение принято в министерстве внутренних дел.

Одним из изменений станет перенос электронного чипа на обратную сторону. Также в МВД заявили, что они разработали механизм, который позволит исключить изготовление поддельных документов. Специалисты разработали дополнительную защиту — штрих-код. Также будет изменен цвет удостоверения.

В ведомстве добавили, что данные изменения благоприятно повлияют и на процесс перехода на единый производственный стандарт изготовления документов, а документы старого образца останутся действительными, так что не будет надобности их менять до истечения даты регистрации.

В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с отечественными автоэкспертами и задал им следующие вопросы: 

1. Для каких целей вводятся такие неоднозначные изменения в водительском удостоверении нового образца?

2.  Удастся ли благодаря новой системе защиты искоренить возможность подделки данного документа, как это утверждают в МВД РК?

3.  Действительно ли данные изменения были так необходимы? Можно ли сказать, что старый формат водительского удостоверения себя изжил?

Эдуард ЭДОКОВ, председатель Независимого автомобильного союза Казахстана:

1. Мне показалось, что это скорее косметические изменения. По крайней мере, такое ощущение создается, когда смотришь на фотографию нового документа. Каких-то практических перемен я не вижу. Возможно, какой-то другой чип, более емкий, но этого не заметно. Может быть, существовала какая-то программа унификации водительских удостоверений в рамках единого таможенного пространства или это сделано в целях приближенности к международным типам удостоверений.

К примеру, первое свое водительское удостоверение я получал в виде книжечки, потом была большая пластиковая карта, затем поменьше, и сейчас у нас вводят вот такой вид, как обычное удостоверение личности.

Я очень надеюсь, что это был какой-то разумный план или реальные требования. Но очень часто, как показывает практика, наши госструктуры руководствуются не какой-то долгосрочной программой или разумным, разработанным планом. Я предполагаю, что могло быть так, что пришел новый чиновник и сказал, что «теперь мы будем двигаться в другом направлении».

В нашей стране совершенно не исключаю и такой вариант развития без каких-либо серьезных причин, просто, возможно, решили так поменять.

2. Я к заявлениям МВД отношусь очень скептически, так как периодически одно высказывание преобладает над другим: один чиновник заявляет, что это белое, другой — что черное.

Я не специалист по документам или различным технологиям по изготовлению чипов, поэтому на мой обывательский взгляд это больше похоже на какие-то косметические изменения. То, что говорит МВД, не очень похоже на правду. Буквально неделю назад я получил новое удостоверение и, если честно, не вижу каких-то дополнительных степеней защиты. Сложно судить, думаю, контора, которая их изготавливает, подтвердит, что у них появилось еще 500 степеней защиты и теперь никто никогда в жизни их не подделает.

Не могу сказать наверняка, не являясь специалистом в этой области.

3. Совершенно не вижу таких явных причин для того, чтобы все бросить и поменять на новый образец. На моей памяти это уже, кажется, четвертый тип удостоверения, который, возможно, будет отвечать новым требованиям. Если это сделано для большего соответствия международным стандартам, то возникает вопрос: почему сразу нельзя было и предыдущий образец сделать соответствующим?

Эффективность работы госструктур и МВД очень низкая, на мой взгляд. Например, сперва жезлы для полицейских отменили, потом вернули, сперва скоростное ограничение на Аль-Фараби сбросили до 60 километров в час, потом вернули к 80 километрам в час и прочее. Государственные структуры очень часто так действуют: «сперва мы сделаем так, а потом поменяем».

Косметические изменения удостоверения – совершенно легкий пример неразумности различных действий наших государственных структур. Кто-то, наверное, на этом заработает, так как на это требуются определенные затраты. Кроме того, менять права надо будет спустя 10 лет, а за это время сколько еще раз все может поменяться. Плодить такой «зоопарк удостоверений» не нужно.

В новой версии практически все то же самое, только в измененном виде. Но есть и другой интересный момент: всем известно, что наша страна переходит на латиницу, однако в новом удостоверении, судя по фото, казахский язык не на латинице. Получается, через год, возможно, его придется снова менять, но уже на латинице. Какой-то продуманной, долгосрочной политики проектного управления у нас совершенно нет.

Евгений КУБЕКОВ, шеф-редактор сайта Kolesa.kz:

1.  На самом деле здесь больше технологический процесс производства, Дело в том, что не все были довольны качеством производимых карточек. У поставщиков всегда возникали к ним вопросы по поводу качества изготовления, и, как я вижу, из-за этого перенесли чип.

В нынешнем образце идет очень сложная ламинация с этим окошком для чипа. А если перенести его на другую сторону, то его можно полностью заламинировать, проще изготовить, и срок службы тоже увеличится. Есть промах, что, согласно Венской конвенции, в приложении номер шесть есть обязательный пункт 9, где должны быть категории, а у нас это почему-то пункт номер 8. В новой редакции эту проблему решат.

2. На самом деле, может быть, они действительно улучшили этот момент, но за мою практику ни разу не слышал, чтобы кто-то часто подделывал водительское удостоверение. Может быть, речь идет о свидетельстве регистрации транспортного средства, но тоже непонятно, для чего его подделывать, так как есть база данных, и это бессмысленная затея. Возможно, раз об этом говорят, проблема есть, но я думаю, что она не стоит так остро, что кто-то регулярно подделывает удостоверения.

3. Если взглянуть в историю, то сами требования по истечении времени постепенно изменяются. Например, раньше водительские права были в виде книжки, где должно было быть написано на французском языке, что это является водительским удостоверением. Процесс не стоит на месте.

Конвенция нам говорит, как должны выглядеть права, но там также присутствуют и кое-какие пожелания. Сейчас пожелание состоит в водительском удостоверении розового цвета. Чтобы, в случае если водитель уедет в другую страну, полицейский смог без проблем ознакомиться с документом. Изменения есть во всем мире. Где-то они меняются даже чаще, но тем не менее наши подгоняют, и есть ошибки, которые до сих пор не исправлены. Думаю, что в последний раз будет сделано со всеми обязательными пунктами.

Кроме того, на разработку не выделяются гигантские деньги, все делается силами поставщика совместно с МВД. Никакой сверхъестественной работы не предполагается. Если бы вопрос стоял, что необходимо выделить какую-то гигантскую сумму на разработку нового образца, возникло бы много вопросов, но, когда это особо не затрагивает бюджет, какие могут быть разговоры? Главное, чтобы все было правильно и отвечало всем требованиям Венской конвенции.