Чему должен научить опыт Альфреда Круппа иностранных инвесторов в Казахстане - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Чему должен научить опыт Альфреда Круппа иностранных инвесторов в Казахстане

Чему должен научить опыт Альфреда Круппа иностранных инвесторов в Казахстане

1873 год. В мире идет Вторая промышленная революция. Быстро внедряются инновации: Эдисон изобрел электрическую лампу, тянутся железные дороги, металлурги освоили бессемеровский способ получения стали, предприятия применяют научную организацию труда. Ничего не предвещало беды. Но она пришла. Как обычно, неожиданно.

  • 2 Марта 2016
  • 1563
Фото - Caravan.kz

Сначала был крах Венской фондовой биржи. Соцсетей и биржевых роботов не было, поэтому реакция последовала только через четыре месяца – “черный четверг” открыл Панику 1873 года. Обанкротились 11 банков. В конце сентября Нью-Йоркская фондовая биржа закрылась на 10 дней. Снова рухнула та же Венская биржа, и череда банкротств накрыла Европу и Штаты. Это событие получило название Долгая депрессия. Во многом она сильно напоминает современный нам кризис.

Капитал начал уходить из промышленности. Производство упало. Зарплаты рабочих съежились в 2 раза. По Европе прокатилась волна забастовок. Идеологической базой рабочего движения стал недавно написанный “Капитал” Карла Маркса. Бастовали все и во всех странах. Кроме рабочих завода пушечного короля Альфреда Круппа в городе Эссене. Более того, рабочие сообщали Круппу, когда прибывали эмиссары забастовщиков и что они делали.

Крупп был главным производителем оружия в Германии. Поэтому за опытом в Эссен прибыл сам железный канцлер Отто фон Бисмарк. И был сражен своими открытиями.

Промышленная революция изменила всю социальную картину в Европе. Ремесленники разорялись. Их путь был только на фабрику, работать за гроши по 14 часов в день. Ряды наемной рабочей силы пополняли также освобожденные от крепостной зависимости крестьяне. Их всех называли пролетариями, потому что у них не было ничего, кроме своих детей.

Рабочие Круппа резко отличались от такого пролетариата. Чистые, одетые в сменную одежду, большинство умело читать и писать. Бисмарк пожелал посмотреть, где и как они живут. Ему показали аккуратный городок на окраине Эссена, где у каждого рабочего был свой дом с участком. Недорогой, но свой. Дети рабочих учились в школах. У каждой семьи была медицинская страховка. Раз в год рабочий получал отпуск, который мог провести в санатории. А самое главное – пенсия. Сейчас это кажется привычным и нормальным, но тогда все было настолько новым, невиданным, небывалым.

Альфред Крупп на бумаге доказал, что все соцрасходы вовсе не являются его блажью. Более того, они окупаются. Во-первых, повышается уровень квалификации персонала. Во-вторых, “дешевому” рабочему ничего не стоит сломать дорогой станок. “Дорогой” специалист этого делать не будет. В-третьих, снижается текучка кадров, а значит, и расходы на обучение новых сотрудников. В-четвертых, квалифицированный человек меньше бастует. Он предпочитает решать проблемы без конфликтов.

Взамен “пушечный король” требовал от рабочих три вещи – не иметь политических взглядов, прилежно работать и не требовать повышения заработной платы. Базой для такой социальной политики стала “Всеобщая директива” Круппа. Этот документ из 72 пунктов раздали всем рабочим завода. Кто был против – их не держали.

Эта директива стала основой для социального законодательства Бисмарка. В 1881 году кайзер провозгласил право рабочих Германии на социальную защиту и пенсии. Затем были приняты законы о всеобщем образовании. Все это законодательство определило промышленное будущее Германии.

Первый шаг большинства инвесторов в Казахстане – сбросить с предприятия лишнюю социальную нагрузку. Детсады, санатории, дома культуры. Только так, объясняют новые хозяева, предприятие может оздоровиться. Но свои финансовые отчеты они не обнародуют. Опыт показывает, что такие инвесторы – скорее, спекулянты, чем предприниматели. Оздоровления предприятия можно добиться разными путями. Легче всего – скинуть с себя все, что не приносит деньги сегодня. Таких больше интересуют деньги, чем дело и люди.