Этой и другой полезной информацией поделились спикеры международной конференции по образованию EdCrunch Reload 2022, что прошла в Алматы. Подробности — в материале корреспондента медиапортала Caravan.kz.
Чему должны учить в школах?
Дети — очень яркий индикатор работы системы образования, школы, учителей. Мой сын, студент колледжа, недавно признался: на отдельных школьных уроках вместе с одноклассниками играли в разные игры, спали, потому что было скучно — и детям, и учителю. В колледже он не пропустил ни одного занятия. Какими должны быть школы будущего? Чем можно заинтересовать подрастающее поколение, которое живет в гаджетах?
Глобальный эксперт по вопросам образования, председатель и член различных экспертных групп Гер ГРАУС уверен: в будущем останутся и школы, и учителя, но они будут изменяться:
— Обучение в школах будущего должно больше служить ребенку, чем коллективу, школе. Мы много лет посылаем детей в школы, чтобы они смотрели вперед, поднимали руку, так было и сто лет назад. И школы сильно отстают.
По мнению спикера, в них мало места, например, для спонтанного любопытства. Часто детей обучают тому, чтобы они служили только экономике. Но забывают об искусстве, которое тоже влияет на развитие молодого поколения. И очень важно, чтобы ребенок сам нашел для себя любимый вид занятий, который будет его вдохновлять, развивать. Обучение должно происходить и вне стен учебного заведения, и в этом подрастающему поколению должны помогать взрослые. Как и рассказывать об имеющихся в мире профессиях. Как показал один из экспериментов профессора, часто дети мечтают лишь о тех профессиях, о которых знают (пилота, врача, водителя, мойщика окон), потому важно открывать для них границы.
— Школа должна стать местом, где дети уверенно столкнутся с будущим, научатся справляться с неожиданными ситуациями, людьми, у них должна быть цель. Технологии будут их слугами, а не лидерами, — продолжает эксперт. — Лидерами останутся хорошие учителя. Одно из ремесел прекрасного учителя — подобрать пазлы, мозаику, партнерство, которые усложняют учебный процесс, но за это ему и платят. Надо лучше знать своих учеников, это помогает выстраивать с ними отношения.
Адекватные коммуникации и свобода выбора
Отдельная дискуссия конференции Как конкурировать с роботами, и чему учить детей — рассказали эксперты была посвящена критическому мышлению как суперсиле. Это качество указывают работодатели при поиске претендентов на вакантные должности, оно же — дополнительный «плюс» CV. В каком же возрасте его развивать? Стоит ли абсолютно все подвергать сомнению? Если да, то где искать истину, когда Google выдает 500 разных вариантов?
— Исследования классических психологов показывают: определенные мыслительные операции недоступны людям до определенного возраста. Стадия формальных операций, которая связана с абстрактным мышлением, по старым исследованиям формируется в 14-15 лет, сейчас, возможно, раньше, — говорит заведующий лабораторией проектирования образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Тарас ПАЩЕНКО. — Но это не значит, что мы не можем с раннего детства , когда человек начинает понимать, владеть речью, формировать в нем какие-то ценности. С детьми надо разговаривать, объяснять, почему то или иное явление формируется так, узнавать его мнение на этот счет…Если у ребенка возникает образ взрослого человека, который не просто раздает указания, а объясняет, почему нужно поступить тем или иным образом, ребенок эту модель усваивает и после воспроизводит.
— Словом, в основе — адекватные коммуникации и свобода выбора , — резюмировала теле- и радиоведущая Тутта ЛАРСЕН.
Открытость, общение, четкое представление того, какую цель вы преследуете, подвергая сомнению информацию, чтение, изучение разных источников — это и многое другое помогает развить полезный навык. Обратная сторона критического мышления — креативное мышление: человек не только должен подвергать все сомнению, но и творить. Проверяй и твори.
Волшебное слово «почему»
Искусство переговоров — еще один навык, необходимый современному человеку так же, как коммуникабельность, открытость. Этому не учат в школах, а ведь обладай каждый из нас определенными знаниями по управлению конфликтами, многих опасных ситуаций, неприятностей удалось бы избежать. А если смотреть шире — мир мог бы стать другим. Своими знаниями поделился ведущий эксперт по проведению переговоров, основатель NEST Group Моти КРИСТАЛ.
—Я вообще веду переговоры с плохишами — террористами, киберпреступниками, — рассказывает эксперт. — Знаете, чем террорист отличается от тещи? С террористом можно договориться! В последние годы я берусь за сложные случаи, когда у людей очень тяжелые ситуации. Я работал на четырех министров Израиля, участвовал в переговорах израильско-палестинского конфликта. Есть израильтяне, уверенные, что палестинцы хотят их убить, и, наоборот, есть палестинцы, считающие, что их хотят убить израильтяне. Это большая ошибка, допускаемая нашим мозгом. Важно усвоить: два человека смотрят на одну и ту же реальность с разных сторон и видят разное. Мы — разные и всегда разными глазами смотрим на одну и ту же ситуацию.
По словам спикера, чтобы преодолеть конфликт, надо разобраться и как можно чаще задавать вопрос оппоненту «почему?».
Чаще главная причина конфликта — желание справедливости, чтобы к твоему статусу отнеслись с уважением, тебя услышали. Обычно, говорит спикер, мы не думаем о том, что происходит в голове у другого человека, в чем причина его поведения. А важно попытаться разобраться — что же послужило мотивом такого поведения? Каков подлинный интерес оппонента, какими глазами он смотрит на мир? И, наконец, попытаться залезть в его шкуру.
Всегда отделяйте человека от проблемы. Дайте возможность людям высказаться, сбросить свои эмоции. Скажите, что понимаете их, но не одобряете их поведение.
Чему же детей могут научить в школе?
— Прививать культуру взаимного уважения, учить обращаться с людьми так, как вы хотите, чтобы обращались с вами, — продолжает эксперт. — Корень этой мудрости — в принципе взаимности. Демонстрируйте уважение к ученикам, даже если вы не во всем с ними согласны. Это важный принцип работы с террористами, киберпреступниками. Когда я веду переписку с киберпреступниками, всегда пишу: «Мы ценим ваш профессионализм».
И второе — обучить детей и самим не реагировать на ситуацию на основе быстрой диагностики. Если мой студент не сдал вовремя работу, я никак не буду реагировать до тех пор, пока не узнаю, почему так получилось. И только потом смогу правильно реагировать.
Ну а если человек оказался в центре конфликта, Моти Кристал рекомендует вспомнить слова великого переговорщика Роджера Фишера: «нужно подняться на балкон», точнее, выйти из помещения, где происходит конфликт. И — подумать.