Чем подкрепим букву закона? - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
+9 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Чем подкрепим букву закона?

Чем подкрепим букву закона?

Вторую неделю страна живет по новому закону, который запретил пить пиво на улицах, а подросткам находиться в развлекательных заведениях после 22.00.

  • 14 Августа 2009
  • 1449
Фото - Caravan.kz

Понятно, что за десять дней наше законодательство не выведет народ и подрастающее поколение на путь здорового образа жизни. Но уже ясно: одной буквой закона проблему алкоголизации не решить.

Стакан конопли – 2000 тенге.

Доза “герыча” – 4000

Я провела небольшой эксперимент. Подошла к группе подростков, проводящих каникулы на дворовой лавочке в тени пыльного тополя, и дружелюбно спросила: сколько у нас в Караганде стоит купить наркоту? Не раздумывая ни минуты, пацаны выложили: стакан конопли – 2 тысячи тенге, доза “герыча” – 4 тысячи.

Азартно, перебивая друг друга, мальчишки выкладывали информацию: “В Алматы все в два раза дороже. Тех, кто продает “травку”, сразу видно. Надо подойти и спросить: есть чё? Не “что есть”, а именно “есть чё?”. Это такой пароль и у нас, и в Алматы. Ну и тебе скажут: что есть и почем. В компьютерных салонах траву часто курят прямо в туалете. Час в салоне стоит от 150 тенге. Если на всю ночь – то тысяча. Бутылка пива – 100 тенге”.

– А водка?

– А водку мы не пьем!

– А пиво пьете?

В ответ дружный смех, из которого можно понять, что вопрос глупый. В продолжение эксперимента попросила одного из подростков сбегать в ближайший “дукен”, купить пиво и пачку сигарет. На “контрольный закуп” добровольцу было выдано 300 тенге. Откровенно говоря, надеялась, что эксперимент провалится. Но через пять минут гонец вернулся с покупками. И честно выложил сдачу.

– Продавщица не спросила, сколько тебе лет?

– Да меня тут все знают!

И неожиданно добавил: “Только вы здесь его не пейте! Закон вышел новый, пиво запрещают пить на улице!”.

Потребовались годы, чтобы изменить в законе одно слово

Начальник инспекции по делам несовершеннолетних ДВД Карагандинской области Асет ОСПАНОВ назвал внесение изменений в законодательство РК прорывным моментом в решении наболевшей проблемы алкоголизации подрастающего поколения:

– Закон РК “О правах ребенка” дополнен долгожданной формулировкой: “запрещается нахождение ребенка, а равно допуск его без сопровождения законных представителей в развлекательные заведения в ночное время с 22 до 6 часов утра”. Владельцы развлекательных заведений, ночных клубов, компьютерных салонов закрывали глаза на то, что там всю ночь находятся подростки. Сколько мы боролись с компьютерными салонами, но максимум, что мы могли предпринять в отношении владельцев, – это профилактическая беседа. Теперь за нарушение предусматривается наказание – административный штраф от пяти до 120 месячных расчетных показателей. И, что очень важно, закон предусматривает приостановление деятельности… Принимать действенные меры к пивной молодежи мешало то, что в статье об ответственности за распитие спиртных напитков пиво не фигурировало. Речь шла о спиртных напитках. А пиво к ним не относится, хотя и является алкогольным напитком. Теперь вместо понятия “спиртные напитки” появилось другое – “алкогольные”. Мы добивались изменения одного слова в законе много лет. И я не согласен с теми, кто сейчас пытается говорить об ущемлении прав. За границей, в Европе, продавец под страхом судебной ответственности не продаст подростку алкоголь и сигареты.

Подросток все равно придет… к пиву?

За границей купить алкоголь и сигареты непросто и взрослому человеку. В Париже табачные лавки упрятаны на самых узких и неприметных улочках. Алкоголь продается только в супермаркетах и в праздничных нарядных упаковках. В Вашингтоне, даже купив пиво в магазине, вы не пройдете с бутылкой и шага по улице. К вам подойдем полисмен. И хорошо, если в участок не отведет. А вся ваша вина в том, что вы несете бутылку на виду, не спрятав в бумажный пакет.

В то же время Париж, упрятав табачные лавки в закоулки, выставил на самые видные места фитнес-залы, подростковые музыкальные салоны, крохотные концертные залы и кофейни-шоколадницы. Америка, дружно бросив курить, буквально побежала по тропе здоровья. Юный житель Вашингтона или Нью-Йорка в буквальном смысле не может ступить шагу по улице, чтобы не наткнуться на яркую вывеску, приглашающую зайти и заняться теннисом, карате, фитнесом, йогой…

В Казахстане в любом городе – от столицы до окраин – юный житель тоже не может ступить шагу, чтобы не наткнуться на сигареты и алкоголь. Этот товар продают все и повсюду. В супермаркетах, в крохотных магазинчиках, в газетных киосках, овощных ларьках. Даже бабульки, торгующие семечками и помидорами, в качестве сопутствующего товара продают дешевые сигареты и насвай. И подростку надо проявить героическую выдержку, чтобы пройти мимо этого щедрого ряда предложений в поисках альтернативы.

Ну, допустим, проявил он выдержку и прошел мимо. Вопрос: где искать альтернативу? Вот только не надо сейчас рассказывать о чудненьких дворовых клубах. Кто поверит, что современный подросток с радостью придет в подвал или в обшарпанную бывшую дворницкую, где, как правило, размещаются дворовые клубы, и с увлечением начнет там вышивать крестиком или выпиливать модели самолетиков под присмотром какой-нибудь активной тетеньки-соседки.

Чем отроку заняться?

Дворовые клубы – мимо. Идем дальше – тренажерный зал. В Караганде час занятий в тренажерке по системе эконом-класс обойдется минимум от 400 до 500 тенге. Месячный абонемент в приличный фитнес-центр стоит от 6–7 тысяч и выше. Для Алматы и Астаны карагандинские цены покажутся смешными, поскольку там расценки на порядок выше.

Допускаем, что один из десяти подростков, в зависимости от родительского кошелька, останется в тренажерном зале. Девять пройдут мимо – из-за отсутствия средств. Может, сто тенге они и наскребут. (Как раз на бутылку пива.) Может, даже 150. (На час в компьютерном салоне.) Но 500 – это не для девяти из десятерых.

Что у нас еще остается из культурно-здорового досуга? Книжный магазин? Вы давно там были? Цены помните? Я знаю любящую маму, которая три месяца откладывала деньги на покупку сыну полного собрания “Дозоров”.

В Караганде еще есть три театра, один цирк, один концертный зал, два музея, 3–4 приличных фитнес-центра, три бассейна, один стадион, два парка, один зоопарк и не поддающиеся счету кафе, ночные клубы, летники, пивные пабы, дискоклубы, игротеки и прочие развлекательные заведения, которые так и манят на каждом шагу. Нужно только сделать шаг. Удержать от него только буквой закона будет трудно.

Татьяна ТЕН, Караганда