Чем отличаются современные ОПГ от банд 90-х - адвокат Абдулов - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Чем отличаются современные ОПГ от банд 90-х - адвокат Абдулов

Чем отличаются современные ОПГ от банд 90-х - адвокат Абдулов

Арест лидера одной из старейших организованных преступных группировок Казахстана “Четыре брата” Еркина Избасара, обвиняемого в краже нефти в Актобе, вызвал немало удивления даже у бывших следователей.

  • 6 Февраля 2017
  • 24329
Фото - Caravan.kz

Ведь за всю историю существования этой ОПГ был осужден только один из криминальных “братьев”. Чем прославилась эта группировка? Удастся ли избежать наказания Избасару?

Каковы отличия нынешних ОПГ от ОПГ 90-х годов, мы поговорили с бывшим следователем МВД, а теперь известным адвокатом Жексенбаем АБДУЛОВЫМ.

– В начале 90-х годов в Алматы было создано специальное управление по борьбе с вымогательством. В этом управлении работали лучшие оперативные работники, куратором был Василий Симачев, – рассказывает бывший сыщик – Первое громкое дело, которое мы расследовали, было в отношении известного криминального авторитета Сабыржана Махметова. Возглавляемая им группировка гремела тогда на всю республику. Прежний аким города Заманбек Нуркадилов попросил его обеспечивать охрану во время проведения конкурса “Азия дауысы”. Это сильно задело нас: как так, преступная группировка – и будет осуществлять охрану общественного порядка? На что тогда нужна милиция?

Помимо ОПГ Махметова было еще несколько группировок в стране – “Черного Алмаза”, “Рыжего Алмаза”, “Адай”, “Чеховские”. Всех не перечислить. Все они были разных цветов и калибров. Особенно среди них выделялась ОПГ “Четыре брата”.

“Вы беспредел устраиваете, и я тоже. Скоро еще больше крови будет”

– Откуда пошло название группировки?

– Эта ОПГ была создана бывшими студентами физкультурного института. Все они были одного возраста. Они были друзьями, как бы назваными братьями. Отсюда и пошло название.

В январе 1996 года глава государства выступил на Совете безопасности страны с резкой критикой в адрес правоохранительных органов. О том, что пора наводить порядок в криминальном мире и прекратить деятельность рассвирепевших преступных группировок, потому что они уже порядком всем надоели. Заявление президента развязало нам руки, ведь не секрет, что многие ОПГ “крышевали” сверху. Так мы стали заниматься расследованием деятельности “Четырех братьев”.

Началось все с заявления бизнесмена Мухлисова из пригородного поселка Дружба, с которого члены банды вымогали 110 тысяч долларов США. По его словам, “Четыре брата” жестоко избили его и пригрозили через четыре дня (видимо, из-за названия группировки) сжечь дотла его дом и перерезать всю семью, если он не выплатит им деньги. В качестве залога отобрали у него две автомашины. Несмотря на то что он деньги отдал в срок, угрозы в его адрес не прекращались.

Руководство мне поручило возбудить уголовное дело. Нынешнего лидера ОПГ “Четыре брата” Еркина Избасарова, которого обвиняют в краже нефти, еще не было. Он пришел в ОПГ позже. Лидером тогда был другой человек, Серик М. Его подруга и вывела эту группировку на Мухлисова.

Затем в Алматы за металлоломом приехали китайские бизнесмены и, поскольку не знали языка, обратились к Мухлисову, чтобы его сын стал их переводчиком.

Однако на казахстанско-китайской границе фуры с металлоломом остановили сотрудники Генпрокуратуры якобы с проверкой. За решение этого вопроса Мухлисов попросил у китайских бизнесменов 56 тысяч долларов. Сказал, что, мол, у него есть связи в надзорном органе. Прошла неделя-другая, вопрос никак не решался. И тут в дело вмешалась ОПГ “Четыре брата”. Они потребовали вернуть деньги китайцам, но Мухлисов отказался, за что впоследствии был жестоко наказан.

В ходе расследования нами был арестован ее лидер. Когда мы стали дело направлять в суд, Генпрокуратура нам начала палки в колеса вставлять. Дело вернули на дорасследование. И так три месяца. Я снова направил в суд и опять получил отказ из надзорного ведомства. Оперативники мне сообщили, что лидера ОПГ хотят освободить из-под стражи. Якобы члены группировки заплатили за это немалые деньги. После эта информация подтвердилась. Когда я проводил допрос в следственном изоляторе с лидером ОПГ, он намекнул мне, что его скоро выпустят: “Вы беспредел устраиваете, и я тоже. Скоро еще больше крови будет”. На что я ему ответил, что меня кровью не испугаешь, как человека, прошедшего войну в Афганистане. После этого меня вызвали в прокуратуру. Разговаривали на повышенных тонах, требуя прекратить дело.

Несмотря на мое сопротивление, дело до суда так и не дошло, и лидера ОПГ все-таки выпустили на свободу.

Так и гулял бы он на воле дальше, пока на одном из рынков города снова не произошла вооруженная стычка между “Четырьмя братьями” и другой бандитской группировкой. Во время перестрелки ранили случайного прохожего. Снова было возбуждено уголовное дело. Но суд оправдал лидера.

“Открыть дело! Закрыть дело!”

– Как сложилась судьба Мухлисова, заявившего на лидера ОПГ в милицию?

– Его зверски замучили и убили в собственном доме. На глазах у домочадцев ему перерезали горло и вытащили из сейфа все его сбережения, около 26 тысяч долларов США. Расследованием убийства занималось районное управление, чем оно закончилось, неизвестно.

– Как вы считаете, на этот раз “Четырем братьям” удастся избежать наказания?

– Судя по сегодняшнему уровню нашей законности, то вполне…

– Что вы скажете про современные ОПГ, в чем их отличие от ОПГ 90-х?

– Существуют признаки ОПГ. Должен быть признак спаянности, члены группировки должны между собой быть плотно взаимосвязаны и соблюдать конспирацию. А у нынешних ОПГ все притянуто за уши. Полиция сажает за решетку невинных людей вместо тех, кто должен там действительно находиться.

В 90-е годы мы сломали хребет этим группировкам, и фактически в том состоянии их нет. Они поняли, что продолжать так больше нельзя. Нужно трансформироваться. Бандитские лидеры стали интеллигентнее, что ли, и даже легализовались. Кто-то ушел в бизнес, работать в силовые органы, а кто-то стал даже депутатом.

Но нужно отдать должное ОПГ 90-х – какими бы они кровожадными ни были, занимались меценатством, помогали детским домам, мечетям и церквям, а сейчас опэгэшники кладут все себе в карман. Да и следователи 90-х годов были честнее, ответственнее и смелее нынешних. И работали за мизерную зарплату. Качество работы нынешних следователей безобразное, не выдерживает никакой критики.

Посмотрите даже российские фильмы, где, например, звучат такие выражения: “Открыть дело! Закрыть дело!”. Это же вам не дверь, которую можно закрыть или открыть!