– Сегодня в социальных сетях множество людей со своим толкованием ислама. Что они проповедуют, одному Богу известно. В ответ имамы, улемы выходят в Интернет?
– У нас есть более 20 сайтов, открытых Духовным управлением мусульман Казахстана (ДУМК). Там люди задают свои вопросы. Многие имамы ведут дискуссии в Сети, но мы призываем, особенно молодых людей, не приобретать знания об исламе через Интернет, а приходить в мечети и в общении узнавать моменты традиционного ислама, не слушать каких-то виртуальных “шейхов”.
– В колониях Алматы есть люди, осужденные за “религиозный экстремизм” и “терроризм”. Легко ли направить их мысли на рельсы умеренного ислама?
– Конечно, за один день нельзя изменить взгляды человека, которого, возможно, обрабатывали несколько лет, здесь нужна кропотливая работа. Чтобы к моменту выхода из тюрьмы эти люди не представляли опасности для общества.
– Как ДУМК ведет борьбу с так называемыми такфиристами?
– Сегодня это большая проблема. Чем они отличаются от приверженцев традиционного ханафитского мазхаба? Мы считаем мусульманином любого человека, уверовавшего в Аллаха и произнесшего шахаду. Мы не “выводим” человека из ислама, каким бы грешником он ни был. Такфиристы же считают, что, если ты не читаешь намаз – ты не мусульманин, и “выводят” человека из ислама, считая его кафиром. Они могут даже признать кафирами своих родителей. А кафиров, по их убеждениям, можно даже убить, забрать их имущество. Но еще большую опасность представляют умеренные салафиты, или мадхалиты. В Казахстане у них есть сайты, есть учителя, есть большая поддержка. Мы не можем достучаться до нужных органов и объяснить всю опасность мадхализма. Да, они не призывают к террору и экстремизму, но они настраивают против Духовного управления мусульман, наших имамов и мечетей. Это приводит к расколу. Ребята же не вдруг решили поехать повоевать в Сирию и Афганистан. Здесь их готовили к этому. И все зарождалось, когда молодой человек пришел в мечеть, чтобы читать намаз, учиться исламу. Он увидел, что некоторые совершают намаз не так, как это делает имам. Он спросил: почему имам делает так, а вы так? Ему ответили, что имам неправильно делает. И он перестал слушать имама, а стал слушать “братьев”, по-своему трактующих Коран, хадисы. После этого появляются взгляды такфириста и злоба на общество.