Незнакомое пугает
– Что такое социальный экстремизм? Примеры? Почему мы чаще сталкиваемся с его проявлениями именно сегодня?
– Экстремизм – это крайняя форма поведения, он бывает социальным, политическим, экономическим, религиозным. В принципе, все эти формы имеют схожую природу. Соответственно, он может легко эволюционировать из одной формы в другую.
Так, человек, склонный сегодня к социальному экстремизму, завтра может легко эксплуатировать модель религиозную или политическую.
В основном общество тревожится, когда речь идет о религиозном экстремизме. Не потому, что он более опасен, а потому, что все незнакомое пугает. А для нашего воспитанного в духе атеизма и воинствующего материализма общества крайняя степень религиозности представляется чрезмерно радикальной. Хотя, если исходить из теории причинно-следственных связей, нельзя исключать, что крайняя радикализация может отчасти быть реакцией на повышенный уровень атеизма и материализма. Заметьте, в последние пару лет общество стало менее болезненно относиться к религиозности, и градус радикализма тоже стал заметно ниже.
Социальный же экстремизм воспринимается как простой и безобидный протест, чудачества отдельного индивида. Сегодня одним из его ярких примеров является поведение “хайповых блогеров”. Они любят эпатировать, ломать устои, традиционные взгляды, провоцировать общество откровенными снимками или вызывающим поведением.
Причина этого в определенной степени в гигантских потоках информации, которые нас окружают. В этой ситуации, чтобы выделиться и быть замеченным, нужно придумать что-то экстраординарное. И самый простой способ достичь славы – провокация скандала или, проще говоря, хайп (с английского существительное “hype” буквально переводится, как “навязчивая реклама; шумиха, ажиотаж”. – Ред.). А аудитория не чувствует в этом признаков экстремизма и легко поддается провокациям.
Об эволюции настроений
– При этом градус этих экстремистских настроений в обществе незаметно, но быстро растет. Как меняется отношение к тем или иным проявлениям экстремизма? То, что вчера было ересью, завтра может показаться истиной…
– Да, в обществе незаметно, но быстро происходит изменение взглядов и восприимчивости к любым видам экстремизма. Легко проследить эволюцию. Возьмем за отправную точку случай самоподрыва в Актобе, попытки теракта в Атырау. Общество однозначно их осуждало. Затем был “таразский терминатор”. С появлением же алматинского стрелка Кулекбаева можно отметить в социальных сетях попытки найти ему оправдание. Ерлан Карин раскрыл истинные причины истеричной риторики Атамбаева
Возьмем в пример проявление классического политического экстремизма – выступления Атамбаева, в которых он обрушивался с выпадами на нашу власть. Аудитория разделилась. Были те, кто его активно поддерживал. То есть градус экстремизма в обществе растет. В результате теперь у нас на каждой кухне обсуждают “хайповых блогерш”, которые ради привлечения внимания готовы раздеваться, шокировать своим поведением, и они добиваются своего, становясь лидерами рейтингов.
– Кто придет на смену современным героям эпатажа? И что они должны будут завтра делать ради лайков и общественного внимания?
– Есть такой феномен, как лайкозависимость, и у многих это уже стало смыслом жизни. Поэтому им придется неуклонно наращивать градус, идти на более радикальные меры, чтобы сохранять достигнутый уровень внимания. Уже были случаи в социальных сетях, когда кто-то совершал суицид в прямом эфире, делал экстремальные селфи, подвергая риску здоровье и жизнь. Но агрессия может быть направлена не только в отношении себя, но и общества.
Это не круто
– В каком возрасте люди наиболее подвержены экстремистским увлечениям?
– Есть несколько зон уязвимости на пути взросления ребенка. Первый – переходный возраст. В этот период при слабых базовых социальных связях с близкими, отсутствии прочного внутреннего стержня существует риск развития агрессии против самого себя – это суицидальные настроения, пристрастие к курению, наркотикам или алкоголизму. Второй порог – “аттестат зрелости”, когда индивид вступает в самостоятельную жизнь, нередко покидает родительский дом, вынужден осваивать новую социальную роль. В этот период также сильны риски агрессии в отношении себя. Следующий – момент выбора жизненного пути, серьезный этап социализации. И здесь уже может возникнуть риск агрессии в отношении общества. Уход в криминальную или маргинальную среду, или освоение различных моделей экстремизма – от социального до религиозного.
– Сейчас активно обсуждается вопрос частных военных формирований. И Генеральная прокуратура сообщала о том, что казахстанцы принимали участие в “горячих точках”, воюя за чужие идеалы. Некоторые люди считают, что это “круто”, так можно заработать деньги, а еще выложить фото в “Инстаграме” с автоматом наперевес…
– На мой взгляд, частные военные формирования, по крайней мере в нашей реальности, не имеют права на существование. Это аморально. Убийство за деньги не может быть оправдано. Это равноценно обычному киллерству. Получив такой военный опыт, человек иной сферы приложения своих сил вряд ли найдет. Война начинается в головах: как через темы секса воздействуют на казахстанцев
Наше общество, к сожалению, крайне уязвимо перед чужеродной пропагандой. Молодым людям может показаться, что это крутой тренд.
И здесь, наверное, проблема в том, что на информационном поле недоработало наше государство. Которое должно предлагать молодым людям другой способ самореализации, другие привлекательные повестки.
Хайп, как и мифический успех, недолговечен
– Вопрос занятости молодежи – это тоже способ снизить риски экстремизма?
– Условия-то создаются. Есть у нас пять социальных инициатив, которые обращены именно в отношении к молодежи. В прошлом году был зафиксирован самый низкий уровень безработицы среди молодежи – это 3,9 процента. У нас огромное количество незаполненных вакансий.
Но проблема в том, что у молодых людей искаженное понимание успеха. Успешным считается получить высокую должность, достичь материального достатка.
Часто говорят: женюсь, когда стану богатым и сделаю карьеру. Хотя успех – это не константа, он переменчив, глупо жить лишь во имя этого призрака. Отсюда и попытки казаться вместо того, чтобы стать кем-то.
– Отношение к семье – это тоже возможность снизить риски экстремизма. Возможно, если бы Байзакова (одна из самых обсуждаемых персон в казахском сегменте Instagram. – Ред.) вышла замуж год назад, она бы не стала героиней скандала с раздеваниями девушек у барной стойки… А кто-то бы не думал пойти в наемники воевать за чужие идеалы.
– Возможно. Она пробовала себя в разных ролях, но нынешний путь оказался самым коротким к славе. Конечно, освоение семейной роли очень важно. Но в определенной степени благодаря искажению целей брачный возраст значительно отодвинулся. При этом растет число разводов. Некоторые ошибочно считают семью препятствием для личного развития, замужество – финалом карьеры. Хотя разве сегодня кто-то способен запереть жену в доме и ограничить ее в развитии? Я лучше буду сучкой, чем чьей-то токал – Айжан Байзакова
– Сейчас модно жаловаться на социальные лифты. Что это такое и есть ли они в нашей стране?
– Не поверите, есть. Главное, что понимать под этим термином. У нас почему-то считается, что социальный лифт – возможности для карьерного роста, способ переместиться на высшие управленческие или политические позиции. В реальности карьера во всем мире относится к категории персональных рисков каждого индивида в отдельности. Она зависит от уровня образования, личных, деловых качеств и от банального везения.
Смысл же социальных лифтов, которые должно гарантировать государство, – создание условий для гармоничного развития личности, то есть инфраструктуры благополучного освоения всех этапов социализации, возможности стать психологически и нравственно устойчивым, зрелым и конкурентоспособным членом общества.
И для этого все условия – в виде бесплатного среднего, грантов на высшее образование, программы поддержки предпринимательства, конкурсы на государственную службу и многое другое – в нашей стране есть. Вопрос лишь в готовности и способности использовать эти шансы. Или пойти по пути наименьшего сопротивления – добиться славы путем хайпа. Хотя хайп, как и мифический успех, недолговечен.
АЛМАТЫ