В казахстанских СМИ прошла информация о том, что южанам предлагают квартиру, работу и подъемные на севере Казахстана, но с условием, что они туда переберутся на ПМЖ. Такие условия реализует программа «Серпiн», благодаря которой уже порядка 800 семей изъявили желание поучаствовать в переселении. Сами южане отмечают, что, если им действительно предоставят работу на севере и расскажут обо всех нюансах программы, то они, бесспорно, отправятся покорять северные регионы. Корреспондент медиа-портала Caravan.kz узнал у политолога Санжара Бокаева и экономиста Сергея Смирнова, все ли так просто, красочно и беззаботно, как кажется на первый взгляд.
Эксперты в области политологии и экономики ответили на четыре интересующих нас вопроса:
1. Как вы считаете, с чем связано такое переселение казахстанцев на север?
2. Можно ли сказать, что в ЮКО отмечается безработица?
3. Чиновники говорят, что это переселение благоприятно повлияет на демографию в северных регионах. А какое влияние тогда будет на южные регионы?
4. Чем грозит подобное переселение?
Санжар БОКАЕВ, политолог:
1. — Считаю, что связано это, во-первых, с тем, что юг перенаселен в отличие от севера. И для того, чтобы регионы развивались не только в демографическом, но и в социально-экономическом отношении параллельно, важно обеспечить профессионально-трудовую сбалансированность по регионам. Во-вторых, считаю, что данная программа будет более эффективна, если затронет подрастающее поколение казахстанцев, которые легче на подъем и быстро адаптируемы. Согласитесь, людям постарше менять место жительства куда сложнее. Данную работу необходимо начинать со старшеклассников. Вот мы много говорим о развитии языков, а воз и ныне там. И для нас важно, как изучение государственного языка, так и сохранение русского. В этой связи я считаю, что возрождение летних детско-юношеских лагерей по типу Артека, очень актуально. И в рамках данной программы дети из южных регионов могли бы направляться на летние каникулы в северные регионы, а из северных регионов — в южные. Это позволит укрепить и углубить взаимодействие, как в культурном, этническом, так и языковом плане. Это было бы очень полезно для нашей страны, потому что, когда дети растут обособленно лишь в одной региональной субкультуре и сталкиваются уже во взрослой жизни с людьми из других регионов, то здесь немаловажную роль играет и социокультурный фактор. Люди замечают, что они немного разные: разные по языку, по менталитету. И, естественно, на этой почве могут возникать некоторые конфликты.
2. — Однозначно, как и в любом другом регионе страны. Это и есть социально-экономическое выравнивание. К примеру, в ЮКО больше высших учебных заведений, чем в СКО, имеются также перекосы в профессиональной подготовке молодых специалистов. И куда им идти? На севере имеются производство, свободные поля, угодья, там можно получить более качественную сельхозпродукцию, пшеницу высокого качества. Поэтому именно там и нужно больше трудовых рук.
3. — Хоть я и недостаточно осведомлен об экономической стороне программы «Серпiн», могу сказать, что вряд ли в ближайшее время можно будет наблюдать большой поток граждан из юга на север. А то, что уже 800 семей согласились на переселение – это не динамика, это слабый показатель, который не сильно выбивается из общего процесса внутренней миграции, ее погрешности. Если брать масштабы Южно-Казахстанской области, то даже 8 тысяч семей – это тоже не показатель успешности программы. Я думаю, тут еще будут и сложности в будущем: вопросы трудоустройства, адаптируемость, экология, суровые погодные условия. Не знаю, была ли данная программа изучена фундаментально, но не следует откидывать социально-психологические факторы и, к примеру, климатическую адаптивность южного населения в северных регионах – это важно. Не уверен, что такие исследования проводились. Сами прекрасно понимаете, что даже алматинцы, попадающие в Астану в зимнее время, долго привыкают к суровым зимним условиям.
4. — В целом, я вижу плюсы как социально-экономические, так и социокультурные, социально-этнические в этой программе. Но, как показывает опыт, у любой программы всегда есть свои минусы, даже у самой продуманной. Во-первых, нужно детально посмотреть, какие средства заложены на данную программу. Можно ли будет отследить эффективность ее реализации, как по статьям освоения бюджета, так и по динамике переезда людей с юга на север. Даст ли она свои плоды или не создаст ли она какие-то конфликтные зоны и точки напряжения на севере? Потому что люди с юга переедут, а у них совершенно другое понимание жизни и другая ментальность.
Сергей СМИРНОВ, экономист
1. — Трудно сказать. Помню, недавно была программа агломеризации Казахстана – там, кажется, участвовало 7 городов, они собирали все трудоспособное население Казахстана. Возможно, это часть той программы. Скорее это связано с большой безработицей, которая и так по всему Казахстану очень распространена, но на юге она особо отличается. Возможно, таким образом пытаются разгрузить более безработные регионы, отправив население на север, но там тоже особенно работы нет, потому что там, на севере, по сравнению со всем Казахстаном, зарплаты очень низкие, не говоря уже о селах. Раньше был промышленно-развитым север, а сейчас там многие заводы просто ликвидированы, поэтому я не знаю каким путем они собираются обеспечивать работы переселяемого населения.
2. — Я думаю, это одна из главных причин. Помните, там собирались сдавать кластеры? В итоге ничего из этого не получилось. Они остались практически не реализованными, хотя вот эта кластерная система нужна была для того, чтобы обеспечить Южный Казахстан и жителей работой. Я считаю. Что и на севере там работы особой нет, потому что, повторюсь, многие промышленные предприятия там позакрывали. Поэтому я даже не знаю, под каким углом они хотят их переселить? И каким путем они собираются обеспечивать переселяемых, я не представляю.
3. — Да это понятно, что там будет славянское население замещаться титульным населением. За счет этого демография повлияет. Но ведь эти переселенцы все равно останутся без работы. Что быть безработным на юге, что быть им же на севере – то есть с точки трудоустройства проблема не решается. Она может решиться только с точки зрения демографии. С другой стороны, появится избыточность населения на севере, которая тоже будет сидеть без работы. Она приведет только к увеличению социального напряжения в регионе. И тут национальность переселяемых как бы не повлияет.
4. — Еще раз повторюсь, усилением социального напряжения. Потому что населения станет больше на севере, но оно как не имело работы, так и не будет иметь. Просто назовите мне хоть одну программу, которая была полностью выполнена? Нет такой. Ни по развитию легкой промышленности на юге, ни по развитию машиностроения. На бумаге все это просто, но чтобы реализовать – нужны деньги, ресурсы материальные и физически-сырьевые. Тем более сейчас в условиях кризиса избытка этих ресурсов не наблюдается. Откуда просто они возьмут деньги с нашими возросшими ценами на абсолютно все на реализацию программы. Даже в благополучные времена подобные планы не были реализованы.