И это еще не предел, считают некоторые экономисты, предрекая российской валюте дальнейшее удешевление. Зачем горожане массово запасаются "российкой", как отразится падение рубля на нашей национальной валюте и может ли тенге "утонуть" под повторной волной девальвации, выяснял корреспондент YK-news.kz.
От февраля к октябрю
В течение двух недель новости о российском рубле, как сводки с фронтов, будоражили сознание простых смертных. Причем по обе стороны государственной границы. У россиян обесценивание "деревянного" вызвало удорожание продуктов питания, тарифов и услуг. В Казахстане, памятуя о февральских событиях, вызванных в том числе ослаблением российского рубля, заговорили о второй волне падения тенге. В Министерстве национальной экономики РК тут же поспешили успокоить: мол, все держим под контролем.
– Сегодня мы с правительством проводим работу по превентивным мерам для того, чтобы понять, в какую сторону будет ослабляться или укрепляться российский рубль, – заявил министр национальной экономики Ерболат Досаев на брифинге в службе центральных коммуникаций. – Работа эта проводится. Никакой информации о слухах у меня нет. Девальвации не предполагается.
В Усть-Каменогорске подешевевший рубль вызвал ажиотаж в обменных пунктах. Горожане принялись скупать валюту соседнего государства в больших количествах.
– Говорят, уже к весне рубль снова подорожает и тогда можно будет выгодно его обменять, – поделилась с корреспондентом YK-news.kz одна из клиенток обменного пункта.
Мы позвонили в несколько коммерческих организаций, предоставляющих подобные услуги. 13 октября "российка" в кассе была лишь в одном обменнике.
– На данный момент деньги есть, но ситуация может уже через час измениться, – прокомментировала кассир. – Сегодня с утра люди по 200-300 тысяч берут.
По данным официального сайта Национального банка РК, только в августе в Восточном Казахстане обменными пунктами было куплено 375 миллионов российских рублей, тогда как реализовано населению более одного миллиарда.
Есть порох в…
В пользу мнения, что вслед за рублем в соседней стране в очередное свободное плавание может отправиться и тенге, высказываются многие авторитетные эксперты. Главный аргумент – привязка национальной валюты к возможностям отечественных производителей. Чем дешевле становятся российские деньги, тем дороже производить и вывозить на экспорт нашу, казахстанскую, продукцию. Поэтому важно выдерживать оптимальное соотношение между тенге и рублем. Однако советник главы Нацбанка РК Олжас Худайбергенов на этот счет имеет альтернативное мнение. Экономист считает, что тенге достаточно самостоятелен и способен за себя постоять.
"Ранее Нацбанком озвучивалось, что критический для тенге уровень – это 43 рубля за доллар США, после которого возможно сильное давление на тенге в сторону ослабления. Но это теоретическое предположение, которое исходит из того, что ослабление рубля вызвано только экономическими событиями. Однако в этом году (и особенно последние два-три месяца) оно вызвано больше политическими событиями, которые сложно прогнозировать", – пишет он на своей странице в соцсети.
При этом эксперт обращает внимание на показатели импорта российских товаров в Казахстан. Мол, никакого сверхвлияния заграничные предприниматели на наш рынок пока не оказывают.
"То есть ключевое последствие в виде роста импорта из России как фактор оттока валюты и последующего давления на тенге не срабатывает, – поясняет Олжас. – В отличие от тенге динамика российского рубля может сильно меняться в течение года как в сторону ослабления, так и в сторону укрепления. И может быть так, что к весне следующего года рубль сильно укрепится. Учитывая все вышеуказанное, считаю, что Нацбанк должен игнорировать ослабление рубля, и пусть тенге укрепится по отношению к рублю, пока не изменятся обстоятельства", – заключил господин Худайбергенов.
Не говори "гоп"
Известный экономист Петр Своик считает, что казахстанскому правительству придется приложить неимоверные усилия, чтобы удержать тенге на сегодняшней позиции.
– В ближайшие месяцы никакие колебания с тенге не предвидятся хотя бы потому, что Национальный банк считает делом своей чести хоть как-то доказать, что ему можно верить. Поэтому на девальвацию не пойдут, – заявил он в интервью корреспонденту YK-news.kz.
Но за честолюбивым поступком, по мнению Петра Владимировича, стоят весьма конкретные и солидные средства казахстанского золотовалютного резерва. Именно эта "жировая прослойка", состоящая из запасов нефти, драгоценных металлов и иностранной валюты, позволяет держать тенге на занятой высоте. Однако никто не знает, на сколько хватит данных запасов.
– В этом смысле ситуация для нас "умеренно кислая", потому что стоимость нефти не растет. Но и не катастрофическая. Золотовалютный резерв пока еще прибавляется, а Национальный банк может его какое-то время тратить, чтобы не пугать людей, – отмечает Петр Своик.
Бояться, по словам политолога, стоит дальнейшего падения рубля. Ведь это, как мы отмечали выше, поставит под удар отечественных производителей, ориентированных на экспорт своих товаров.
— Для казахстанского потребителя это выгодно – есть возможность приобрести привозной товар дешевле. В это же время у нашего производителя увеличивается себестоимость собственной продукции. Как следствие – теряется экспорт. Власти в этом точно не заинтересованы. По-хорошему, если бы ситуация в Казахстане была более благоприятна, Нацбанк стал бы уже сейчас потихоньку девальвировать тенге. Не исключаю возможности, что в следующем году так и будет, – резюмировал господин Своик.
О хлебе насущном
На факультете экономики и менеджмента ВКГТУ им. Д. Серикбаева на международную "валютную лихорадку" смотрят с определенной долей скепсиса. Ажиотаж со скупкой российских рублей в обменных пунктах региона здесь списывают на обычную жажду наживы.
– Чтобы не оказаться в минусе, лучше поступать так, как нам всегда и советовали в Нацбанке – держать собственные средства в трех валютах: тенге, долларах и евро. Надежнее будет, – прокомментировали в университете.
По мнению специалистов, скачки с курсами рано или поздно удастся обуздать. А вот вылечить "температурящие" цены и разгоряченную инфляцию уже вряд ли получится.
По данным департамента статистики ВКО, в сентябре в нашем регионе подорожало практически все – от продовольственных товаров до бытовой техники, услуг и одежды. Особенно это сказалось на плате за пользование общественным транспортом, стоимости топлива и мяса птицы.
Вместо послесловия
Эксперты АО "Halyk Finance" признались, что ожидают к концу этого года рост инфляции до 7,8 процента (тогда как в декабре 2013 года она составляла 4,8 процента) и связывают это с повышением номинальной заработной платы казахстанцев, увеличением тарифов и частичным влиянием инфляции в России. Насколько крепок "деревянный" и не сломает ли его "железо" заокеанской валюты, удастся узнать уже к новому году.