Чем больна наша психиатрия - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+5 °C
Алматы
2024 Год
26 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Чем больна наша психиатрия

Чем больна наша психиатрия

Еще недавно случайная встреча на улице с явно психически нездоровым человеком была явлением нечастым и надолго врезалась в память. В наши дни таких встреч стало намного больше!

  • 20 Апреля 2012
  • 3721
Фото - Caravan.kz

К сожалению, не все эти люди безопасны для окружающих: два месяца назад в городе Алматы мужчина, страдающий тяжелым психическим расстройством, набросился с ножом на свою 18-летнюю падчерицу и едва ее не убил. Девушке чудом удалось вырваться. 

Прибывшие сотрудники скорой психиатрической помощи отвезли его в психоневрологический диспансер. Но большинство таких пациентов вылечить невозможно, и в период обострения они вполне способны кого-нибудь покалечить и даже убить…

Однако госпитализировать психически больного очень сложно. Доставить пациента в стационар можно лишь в том случае, если он представляет явную угрозу для других граждан или для себя самого.

Почему? Беда в том, что со времен СССР на психиатрии стоит клеймо карательного инструмента: тогда не согласных с политикой партии годами держали в специальных психиатрических клиниках закрытого типа.

А сейчас мы оказались перед дилеммой: как соблюсти баланс между правами человека и необходимостью защиты общества от социально опасных больных.

В Казахстане не хватает психиатров

Какими путями этого можно достичь? Об этом мы спросили директора Республиканского научно-практического центра психиатрии, психотерапии и наркологии Сагата Абылкаировича АЛТЫНБЕКОВА.

– На сегодняшний день во всех областных центрах и в крупных городах действуют 33 психиатрические больницы. К сожалению, нехватка специалистов остается одной из острейших проблем: в Казахстане 979 психиатров, средний возраст которых 48 лет!

А в Западно-Казахстанской, Атырауской и Северо-Казах-станской областях этот показатель приближается к… 55 годам! Это значит, что уже через несколько лет врачей-психиатров у нас просто не останется.

– Почему возникла такая ситуация?

– Причин много, но главные – это низкая заработная плата и отсутствие мотивации. Так, врачи-психиатры не получают дифференцированную оплату, как, например, участковые терапевты в поликлиниках. Поэтому молодежь и не желает идти в психиатрию. В прошлом году руководством Министерства здравоохранения РК были приняты приказы, направленные на совершенствование службы психического здоровья, которые должны обеспечить приток кадров. Но они до сих пор не прошли регистрацию в Министерстве юстиции.

Полиция, на помощь! 

– Не надо забывать и о том, что психиатры рискуют своим здоровьем и даже жизнью, когда остаются один на один с больными, находящимися в состоянии острого психического расстройства, – продолжает Сагат Алтынбеков. – Во времена СССР между участковым милиционером, участковым терапевтом и участковым психиатром была тесная взаимосвязь, но в наши дни этого нет. В сентябре 2011 года были разработаны приказы по взаимодействию со службой первичной медико-санитарной помощи и с органами внутренних дел. Однако в Министерстве юстиции эти приказы не утвердили, посчитав, что нарушаются права человека.

Сейчас мы вносим дополнения в наш приказ по совершенствованию психиатрической службы. По моему мнению, участковый терапевт на своем участке должен отвечать за здоровье пациентов, страдающих психическим расстройством, и вовремя информировать районного психиатра.

Однако это понимают не все. Например, в Акмолинской области некоторые главные врачи районных больниц не желают отвечать за психических больных. Но ведь медики несут ответственность за здоровье всех казахстанцев, в том числе за больных туберкулезом и страдающих онкологическими заболеваниями. Зачем же превращать в изгоев пациентов психиатрических клиник?

В Казахстане состоит на учете в психоневрологических диспансерах более 300 тысяч человек, или 1,8 населения Казахстана. Но это только выявленные больные, те, кто обращался за помощью. Реальная цифра намного больше, уверены врачи-психиатры. 

Лечение трудом

– Разработаны ли какие-либо программы для улучшения ситуации?

– Да, есть проект институциальной реформы здравоохранения, он предусматривает разукрупнение сети психиатрических стационаров, сокращение койко-мест на областных и городских уровнях и открытие психиатрических отделений в районных больницах. 

Во всем мире лицам, страдающим психическими расстройствами, оказывают комплекс медико-социальных услуг – от врачебной помощи и реабилитации психических больных до возврата их в гражданское общество. К сожалению, менталитет нашего населения остается прежним: “пациент психиатрической клиники” – это клеймо на всю жизнь. С ним боятся общаться окружающие, на работу его никто не берет, никому он не нужен.

Поэтому необходимо организовать сеть дневных стационаров психореабилитационных центров и стационаров на дому.

– Психически нездоровых людей будут лечить дома?

– Чаще всего они могут быть опасны для себя и окружающих лишь в период обострения.

Следующий этап – психореабилитационные центры, созданные при психиатрических больницах. Там пациентам могут оказывать реабилитационную поддержку, помогут получить профессию.

Кстати, трудовые мастерские имелись во многих психиатрических клиниках и во времена Советского Союза, а так как пациенты были освобождены от подоходного социального налога, их продукция являлась конкурентоспособной. В Павлодарском психоневрологическом диспансере, где я работал в течение 20 лет, 300 человек ежедневно шили халаты, наволочки и простыни, которые закупали местные лечебные учреждения.

Но сейчас в Казахстане остались лишь две трудовые мастерские – в Алматы и в Усть-Каменогорске. Остальные закрылись – в основном по экономическим причинам. 

А жаль…