Чем богаты, тем и лечимся - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Чем богаты, тем и лечимся

Чем богаты, тем и лечимся

Карагандинский институт фитохимии разработал лекарство для лечения заболеваний печени с многообещающими перспективами в борьбе с онкологией и ВИЧ.

  • 4 Октября 2004
  • 3551
Фото - Caravan.kz

Возможной панацеей стал производимый в Казахстане фармакологический препарат салсоколлин.
Медикаментом заинтересовались ученые из России, Узбекистана, Украины, Кыргызстана, Германии, которые не прочь наладить каналы поставки.
Люди косят траву — трын-траву на поляне
Для карагандинских аптек это целебное снадобье вовсе не редкость, хоть пока оно и отпускается по рецепту врача.
Впервые салсоколлин появился десять лет назад, а в апреле 2002 года был включен Минздравом РК в список основных жизненно важных лекарственных препаратов.
Салсоколлин производится на основе экстракта солянки холмовой — травы, в изобилии произрастающей на территории Казахстана. В народе ее называют «перекати-полем». Для изготовления препарата трава выращивается на плантациях института фитохимии в солончаках близ поселка Березняки, аккуратно скашивается, высушивается, измельчается, перегоняется по стеклянным колбам и превращается в коричневые таблетки. Пока салсоколлин выпускается лишь в таблетках, но карагандинские производители обещают делать его в гранулах и ампулах.
Препарат способствует излечению многих заболеваний, в том числе малокровия, гепатита и цирроза печени. Главное его достоинство заключается в защите и восстановлении клеток печени, иммунная система которой сама по себе не очень сильна.
Россияне тоже производят такой препарат, но оказалось, что наши фармацевты пошли намного дальше соседей. В России салсоколлин является всего лишь биологической добавкой — в силу способа производства.
По словам владельца клиники в Хейльбронне (Германия), профессора Альберта Шеллера, приехавшего на прошлой неделе в Караганду на международную научно-практическую конференцию «Экспериментальные и клинические аспекты исследования нового цитопротекторного средства «Салсоколлин»», в сравнении с немецким средством — эссенциале, в основе которого добываемый из куриных яиц лецитин, казахстанский травяной салсоколлин гораздо эффективнее. Профессор уже в течение двух лет испытывает другой карагандинский препарат — противораковый арглабин, а недавно начал параллельно изучать и новые таблетки. И остался доволен обоими лекарствами.
По исследованиям ученых, до сих пор никто не обнаружил никаких побочных эффектов салсоколлина. Фитосредство положительно действует при лечении девяти заболеваний и в качестве профилактики при хронических гастритах и ишемической болезни сердца.
По словам директора Карагандинского института фитохимии Сергазы Адекенова, серийное производство салсоколлина планируется в ближайшее время. Специалисты института фитохимии пишут бизнес-план для получения кредита на производство 10 млн. таблеток в год, который предоставится в «Инвестиционный» и «Инновационный» фонды Казахстана.
Одновременно карагандинские фармацевты займутся рекламой и регистрацией салсоколлина в странах ближнего зарубежья.
Главное, что бы ни повторилась история с еще одним детищем карагандинского института фитохимии.
Обещанного три года ждали
Первое мировое признание благодаря противоопухолевому препарату арглабин карагандинский институт фитохимии получил еще в 1994 году. Арглабин, создаваемый на основе экстракта полыни, которая произрастает только в Казахстане, стал настоящей мировой сенсацией. До его изобретения ни одно лекарство не давало такого эффекта при лечении рака. Фармакологические свойства арглабина были изучены в лаборатории экспериментальной химиотерапии Казахского НИИ онкологии и радиологии.
В ходе исследований было установлено, что препарат обладает усиливающими иммунитет свойствами и уменьшает риск появления метастазов.
При применении арглабина было обнаружено усиление эффекта от лучевой терапии. С помощью нового лекарства за время испытаний было вылечено 273 пациента. Получить надежду смогли 108 тысяч казахстанцев, больных раком (к числу которых, по статистике, ежегодно прибавляется 28 тысяч). В мире же существует 6 миллионов пациентов, которые могли бы лечиться арглабином. Практически сразу арглабином заинтересовались фармакологические компании и институты многих стран мира. Карагандинский препарат был запатентован в Японии, Китае, Великобритании, Германии, Швейцарии, Франции, Австрии.
Однако массового производства препарата пришлось ждать девять лет: властные структуры решали вопрос с финансированием проекта. Все это время выпуск небольших партий арглабина финансировался из местного бюджета.
Бизнес-план был передан правительством в «Банк развития Казахстана». Но проект в этом банке пробуксовывал. Акимат Карагандинской области обратился туда с залоговым обеспечением госкоммунальной собственности — 10 миллионов долларов — но предложение в силу неизвестных причин не было рассмотрено до конца.
Любопытно, что 1 июля 2003 года министр индустрии и торговли специально собирал в Астане совещание с участием трех министерств, на котором обстоятельно обсуждался вопрос о том, как поддержать строительство завода. Мнения сошлись в том, что проблему следует рассмотреть на рабочем совещании инвестиционного фонда при Министерстве индустрии. 22 августа 2003 года это совещание состоялось… проект снова вернули в «Банк развития Казахстана».
8 сентября 2003 года директор Карагандинского института фитохимии побывал в правительстве на приеме, где повторно рассмотрели его служебную записку о сдерживании финансирования проекта. На уровне вице-премьера республики было принято решение о направлении проекта в другой фонд — АО «Инвестиционный фонд», который позднее вложил деньги в строительство. Хотя вернее было сказать — в окончание строительства. Ведь фармзавод все три года строился за счет собственных хозрасчетных средств института. На пилотных установках института было изготовлено фитопрепаратов более чем на 100 млн. тенге, которые и пошли на строительство и покупку оборудования.
В октябре 2003-го на базе института был запущен фармацевтический комплекс, где в первую очередь стала работать линия по выпуску противоопухолевого препарата «Арглабин».
Сейчас фармацевтический завод включает с себя три больших участка: линию сублимационной сушки, ампулирования и выпуска готовой продукции. В год фармацевтический комплекс обеспечивает порядка двух миллионов ампул, 150 миллионов таблеток и порядка двух миллионов упаковок мягких форм лекарственных форм арглабина.
Нет желающих в своем отечестве
Фитопроизводство — довольно перспективное для Казахстана направление фармдеятельности, так как из 5000 растений, произрастающих в республике, 60 относятся к лекарственным.
В июле 2001 года правительство РК издало постановление N 996 об утверждении Республиканской научно-технической программы «Разработка и внедрение в производство оригинальных фитопрепаратов для развития фармацевтической промышленности Республики Казахстан» на 2002-2006 годы.
Целью программы стала разработка и внедрение в промышленное производство новых импортозамещающих жизненно важных лекарственных средств на основе растительного сырья.
В постановлении говорится, что «развитие фармацевтической промышленности в Республике Казахстан целесообразно и экономически выгодно осуществлять посредством развития фитохимических производств, что обусловлено наличием в республике уникальной сырьевой базы лекарственных растений, значительным научно-техническим потенциалом в области химии, медицины и фармации, накопленным в республике, и традиционной направленностью отечественных производителей субстанций лекарственных препаратов на переработку лекарственного растительного сырья».
Но главная проблема реализации государственной программы заключается в том, что разработки казахстанских ученых пока еще слабо востребованы. К тому же у нас в республике недостаточно развиты смежные фармацевтической промышленности отрасли, такие как машиностроение и химическая промышленность.
В настоящее время емкость казахстанского фармацевтического рынка, по не уточненным данным, приближается к 300 млн. долларов, но фактически эта цифра гораздо больше: не отслеживается нелегальный ввоз лекарственных средств в Казахстан.
В структуре фармрынка республики внутреннее производство занимает всего 10%, тогда как импорт лекарственных средств — 90%. При наличии 6 тыс. наименований препаратов, всего 600 из них производятся в Казахстане. К концу 2003 года объем медикаментов отечественного производства составил 18,19 млн. долларов. В 2002-2003 годах экспорт казахстанской фармацевтической продукции составил 1 млн. 100 тыс. долларов.
Казахстанских бизнесменов понять трудно. Ведь во всем мире владельцы фармацевтических заводов становятся миллионерами.
А у нас ни одному предпринимателю не приходит в голову вкладывать в это дело деньги. В развитых зарубежных странах затраты на выпуск одного лекарственного препарата составляют порядка 10 миллионов долларов США. Однако, выпуская такую продукцию можно долго процветать и получать немалую прибыль (избавление от боли, как ни цинично звучит — это то, за что всегда готовы платить люди). Не говоря уже о нравственных категориях — неизлечимо больные получат шанс излечиться. И выгоде — почет и слава в родном отечестве за поддержку науки гарантированы.
А тем временем, может получиться и так, что наши ученые устанут ходить с протянутой рукой и просто продадут патенты на лекарства за границу. Тогда те же самые лекарства Казахстан будет закупать совсем по другим ценам. Так по опыту известно, что стоимость готовых лекарственных форм, произведенных на основе отечественного сырья и импортируемых затем в Казахстан из стран ближнего зарубежья, превышает стоимость исходного растительного сырья в 7-10 раз.
Еще раз о перспективах
В феврале этого года всемирная организация здравоохранения приняла рекомендации относительно безопасности и эффективности растительных лекарственных препаратов. Рекомендации содержат указания для национальных органов здравоохранения по выращиванию и сбору лекарственных растений.
Фитопрепараты в настоящее время представляют собой рынок в 60 миллиардов долларов и составляют до 20% содержимого аптек.
В Европе, Северной Америке и других индустриальных странах 50% населения хотя бы один раз в жизни принимало эти препараты. В Африке традиционными растительными лекарственными средствами лечится до 80% населения, а в Китае фитопрепараты составляют до 50 % потребляемых лекарственных средств.
По прогнозам ВОЗ в течение ближайших десяти лет доля фитопрепаратов в общем объеме лекарственных средств составит более 60 %.