Белый амур не желает жениться
Это главная водная артерия двух областей — Карагандинской и Павлодарской. А с недавних пор более 70 миллионов кубометров воды канал начал подавать и в столицу республики. 22 мощнейшие насосные станции поднимают воду на высоту до 418 метров над уровнем моря. Уникальная технология, не имеющая аналогов в мире. Самая чистая и качественная вода в Казахстане. В мае нынешнего года канал получил специальный приз международного стандарта «Золотая арка Европы» за качество воды. Приз, которым люди обязаны… рыбам.
Ни одно очистное сооружение не сможет поддерживать нужную чистоту в водоеме так, как естественные санитары. Именно с этой целью в первые же годы в воды канала запустили огромное количество мальков белого амура, сазана, толстолобика, карпа. Сазана недаром называют водной свиньей: ест все подряд себе на пользу. Но особенно ценной породой считается белый амур. Пресноводный красавец-долгожитель. Добродушная травоядная громадина. На него и делалась основная ставка. По проекту сазан, толстолобик и амур должны были составлять 50 процентов рыбьего населения канала. В такой пропорции людям не нужно было опасаться форс-мажорных обстоятельств, аварий на очистных и т.п. Амур все подчистит, сазан все подберет.
Через пару лет после искусственного зарыбления вдруг выяснилось, что ценные породы рыб дружно отказались нереститься в подвижных холодных водах канала. И людям ничего не оставалось, как искусственно поддерживать численность особей, выпуская ежегодно миллионы новых мальков и икринок. Дорогое удовольствие, но когда на карте стоит судьба канала, питающего водой сотни тысяч людей, экономить не приходится.
Да к тому же промысловая отдача канала во многом покрывала расходы по зарыблению. Рыбаки тоннами поставляли свежую рыбу в магазины области. И в один трагический день было принято решение: для расширения ассортимента в канал запустить леща.
Молчание лещей
Лещ отлично прижился в холодных водах, не испытывая никаких проблем с нерестом. И начал плодиться со страшной силой. Прожорливый и неприхотливый, он, используя численное преимущество, вскоре оттеснил амура и сазана. Каждое лето стаи лещей толпятся в ожидании свежей пищи. Миллионы мальков и икринок ценных пород рыб прямо из питомников попадали в пасти хищников. Однажды нарушенное природное равновесие уже не поддавалось контролю человека.
«Лещ в канале — настоящее бедствие, — говорит ведущий специалист территориального управления по госконтролю за животным миром Юрий Шлухин. — То, что он траву не ест и дно не очищает — это полбеды. Катастрофа в том, что он пожирает личинки других рыб в нерестовый период. Сколько бы не запускали — всех сжирает лещ».
Наглый новосел расплодился настолько, что ему уже давно не хватает кормовой базы. В канале образовалась особая порода тугорослого леща: взрослые рыбки величиной не больше 10-15 сантиметров. Местные жители называют их «иртышской правдой», потому что плоские, как газета, сверху не увидишь. И сегодня вот эта «иртышская правда» составляет почти 90 процентов «населения» канала.
А на амуров и толстолобиков — чем дальше в рынок, тем меньше денег выделялось. Последний раз мальков амура запускали в канал восемь лет назад. За каждый хвост заплатили Омскому питомнику по 20 рублей. Сколько тех хвостов убежали от леща и плавают сегодня? В былые времена численность белого амура составляла сотни тысяч. Сегодня, говорят, осталось несколько десятков на весь канал.
Прилетайте, пеликаны!
Последствия трагедии видны уже невооруженным глазом. Канал зарастает. Заиливается. Там, где раньше была голубая гладь, уже попахивает болотной тиной.
По мнению специалистов, от окончательной гибели канал могут спасти только естественные санитары — ценные породы травоядных рыб. Необходимо срочное массированное зарыбление амуром, сазаном, толстолобиком. Это — единственное спасение.
Но сначала из канала нужно выселить леща. Иначе деньги уйдут на ветер. В прошлом году лещ сожрал четыре миллиона тенге. На такую сумму было выпущено в канал личинок карповых. Сожрал и не подавился.
А как его выселить? Промыслового значения он не имеет, на продажу не идет, даже рыбаки с удочками его выбрасывают. Можно, конечно, попробовать придушить его в момент нереста. Выгребать тоннами из воды вместе с икрой и выбрасывать. Но и тут ничего не получается. Лещ умудрился попасть под охрану государства! Согласно приказу министерства одна тысяча девятьсот далекого года отлов леща в канале в нерестовый период запрещен! Толстолобика, амура — лови, пожалуйста, если найдешь, они ведь не нерестятся. А размножение леща — это святое! Сколько писем, сколько жалоб было направлено в Министерство охраны окружающей среды из Караганды со слезными просьбами: отменить нелепый приказ. Но приказ и ныне действует на радость лещу.
В последние годы на канал начали прилетать пеликаны. Диковинные огромные птицы важно плавают в водоеме, лениво рыбачат весь день. «Иртышская правда» пришлась им по вкусу. Может, они спасут канал?