Игорь Соколов известен не только как байкер-кругосветник, но ведущий авторской телепередачи и организатор ежегодного международного слета мотопутешественников, собирающего тысячи увлеченных людей со всего мира. Впрочем, после пятилетнего успешного существования фестиваля Sinus неожиданно прекратил его устраивать. То же самое с передачей. О причинах Игорь говорит неохотно, видно, ему нелегко.
Сел и поехал
– Игорь, сколько стран на вашей карте путешествий?
– Пятьдесят шесть… Я уже предвижу дальнейшие вопросы. Как я стал байкером? Как начал путешествовать? Просто сел и поехал!
– Хорошо. Тогда о чем вы можете говорить бесконечно?
– О дочках, у меня две замечательные дочки. Они непослушные, хотя очень взрослые. Они мне подарили двух внучек и одного внука. Так что я уже трижды дедушка.
Еще я люблю говорить о Владивостоке, хотя родился не там. Мой папа был командиром атомной подлодки. В конце своей военной карьеры он с Северного флота перевелся во Владивосток. Когда он демобилизовался, родители уехали на родину в Питер, а я остался во Владивостоке. Мне тогда было 19 лет, по сей день живу там. Это очень красивый город, расположенный на сопках. Дома там поднимаются террасами. А когда заходишь в бухту, перед тобой открывается весь город. Супер! А еще у нас красивые девушки.
Я люблю свою страну, очень нравятся наши люди и наши отношения. В Казахстане, кстати, тоже себя ощущаю, как дома.
Сам породил, сам и убью!
– Почему перестал существовать созданный вами фестиваль “Лицом к океану”?
– Этот фестиваль – мое детище, которое из простого желания собраться с такими же, как я – путешествующими байкерами, переросло в огромный международный слет. И надо признать, у нашего фестиваля был высокий уровень. Но это стоило мне больших душевных, физических, моральных и экономических потерь. Я решил, что сам его породил, сам его и убью. Ну а если кто сможет занять нишу – пожалуйста! Но в моей жизни фестиваля уже не будет, и мне немного сложно о нем говорить.
– А как вы попали на наш фестиваль?
– Я познакомился с Димой Петрухиным, когда он совершал свое путешествие из Японии во Владивосток. Ребята дали ему мой телефон – у нас, байкеров, существует такая взаимовыручка. Я Диму встретил, помог чем мог. А на следующий год он приехал в качестве гостя на мой фестиваль. Теперь вот я в качестве гостя приехал к вам.
СИН усат
– Жена спокойно отпускает вас в дальнюю дорогу?
– Я одиночка. Всегда езжу один. Сейчас у меня второй брак, жена – молодчина! Она меня понимает, знает, что если птице отрезать крылья… Хотя однажды брал ее в Корею, но только один раз. В пути трудно бывает: ночевать приходится на улице, не знаешь, что тебя ждет.
Люблю возвращаться домой. Но потом повседневная жизнь, работа, заботы, город – все начинает давить. Чувствую, что уже не могу, хочется в путь. И жена говорит, что я меняюсь, взгляд тухнет.
– Откуда такое прозвище – Sinus?
– Первые три буквы от моих инициалов – Соколов Игорь Николаевич. А окончание – от того, что я усат. Причем усы у меня рано начали расти, в классе 7-м.
Денег надо много
– Вы перепробовали много профессий в жизни. Одна из них – журналист. Ваша авторская телепрограмма была связана с путешествиями?
– Она была о людях нестандартных, непонятных для большинства. Потому и называлась “С пулей в голове”. Очень смотрибельная, рейтинговая передача, но ее уже нет…
– А вы себя считаете человеком с пулей в голове?
– Скорее, с шилом в одном месте.
– Чем зарабатываете сейчас, много ли денег надо на путешествия?
– Доход приносит небольшой бизнес по продаже мотоциклов. У меня есть сайт, на одной из его страничек есть виртуальный магазин. На жизнь хватает – на путешествия не всегда. А денег надо много. В основном, конечно, на бензин и питание. А комфорт не главное в путешествии. Но денег все равно не хватает, случаются непредвиденные обстоятельства…
– А как выходите из ситуации, когда денег не хватает?
– Если в дороге заканчивались деньги, работал где только мог и кем только мог. Рабочим на стройках, автомехаником, на фермах кормил скот, посуду мыл. Представляешь, здоровенный бородатый байкер моет посуду? Но я же семь с половиной долларов в час зарабатывал! А в пути дорога каждая копейка.
– Наверное, интересно работать в разных местах света?
– Это так же интересно, как трудно и опасно. Потому что иностранцам запрещено вот так работать. Любой проверяющий оштрафует работодателя на такие бабки! Но потребность в рабочих есть, к тому же такие работники не требуют много.
Хвост енота и волчий клык
– Главное для байкера, конечно, мотоцикл. Как вы выбирали свой?
– Я с юности на мотоциклах. Первый собрал сам. Нынешний байк я очень люблю – это Honda V 45 Super Magna. Кайфово ехать, надежно, скорость солидная. Это диван на колесах.
– На вашей жилетке много кулонов и медальонов. Это амулеты?
– Да, и все они имеют значение или памятны для меня. Видишь волчий клык? Его мне ваши ребята на фестивале в Балхаше подарили. Очень горжусь этим подарком. В Монголии есть примета, если тебе дарят какую-нибудь косточку волка – это подтверждение того, что ты настоящий мужчина.
А этот медальон в виде быка мне подарили индейцы в Америке. Я жил там две недели в резервации. Индейцы – очень хорошие ребята, удивительные люди. А еще, когда я уже уезжал, они подарили мне хвост енота, чтобы я привязал его к мотоциклу. У них такая традиция: хвост якобы заметает плохую дорогу.
– А этот красивый камень, похожий на зуб?
– Опал – редкий большой камень. Я его заработал. Когда путешествовал по Австралии и у меня кончились деньги, по дороге в город Кубер-Педи я познакомился с парнем, который и приютил меня. Кубер-Педи – это подземный город. Там настолько жарко, что люди живут под землей, вырывают себе дома. Так вот, этот парень оказался хозяином нескольких опаловых шахт и сам же на них работал. Рано утром он собирался на работу, и я попросился с ним. Так я проработал на шахте несколько дней, научился добывать опалы. Все, что находил, естественно, отдавал работодателю, а когда уезжал, он мне сказал: “Возьми этот камень на память”. Он стоит порядка пяти тысяч долларов.
Главный друг – мишка Тедди
– У маленького плюшевого мишки, выглядывающего из кармана жилетки, тоже своя история?
– Мой мишка Тедди был найден на дороге на Аляске. Вернее, на перекрестке дорог. Там никто не ходит – только на огромной скорости проносятся автомобили. Поэтому мой мишка, когда-то выпавший из окна авто, пролежал очень долго, пока я его не подобрал. У него даже глаз не было! Я его постирал, и с Аляски он поехал со мной дальше. Так вместе всегда и путешествуем. Когда доехали до Вашингтона, я ему наклеил глазки. Он очень интересное существо. Сделан в Китае, на груди у него канадский флаг, а нашел я его на Аляске. Настоящий путешественник! Любит дорогу, тяжелый рок и иногда громко ругается.
– Чем для вас примечательно путешествие в каждую страну? Есть что-то, что объединяет ваши путешествия общей идеей?
– Скорее, я сам каждое путешествие привязываю к какой-то идее, посвящаю свой пробег чему-то. В Америку, к примеру, вез письмо от русских людей мэру Нью-Йорка с соболезнованиями по поводу теракта 11 сентября. Я приехал 10 сентября, спустя год после ужасного события, на панихиду. Мэр встретился со мной, я вручил ему письмо, а он даже дал ответ.
Я называю свои пробеги-акции “Мир без войны”, “Мир без границ”… А последний пробег я посвятил маме, ее 75-летию. Закончил свой маршрут в день ее рождения, приехав к ней в Питер.
Наталья БОЙКО, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)