Основная причина – переход проезжей части в неположенном месте. Не спасают и “зебры”, мчащиеся автомобили не всегда успевают затормозить, когда человек выбегает на дорогу. И вроде бы есть выход: подземные и надземные пешеходные переходы.
Но сегодня в мегаполисе всего 19 подобных сооружений, и практически все они – памятники советской эпохи. Для полуторамиллионной южной столицы этого явно недостаточно.
Широко развернувшееся в последние годы строительство автомобильных развязок облегчило жизнь автовладельцам города, но в то же время сильно усложнило передвижение пешеходам. В конце прошлого года были открыты сразу три развязки по улице Саина, в один миг превратившие ее в скоростную магистраль. Все вроде бы просчитано и продумано грамотно, автомобильных заторов нет, а вот пешеходы перейти эту улицу теперь могут только на перекрестках улиц Жандосова, Шаляпина и Абая. Расстояние же между этими улицами не самое короткое, и жителям приходится ходить по полкилометра до безопасного, регулируемого светофором перекрестка.
То же самое в скором времени ожидает и жителей домов вдоль проспекта Рыскулова. В ближайшие месяцы должно быть сдано несколько развязок, и автомобили рванут нескончаемым потоком, не желая пропускать надоедливых пешеходов.
Где нужен переход?
Одними из первых на проблему обратили внимание дорожные полицейские, ведь именно они собирают статистику аварийности и гибели людей на дорогах.
– В прошлом году было принято решение сделать улицу Саина и проспект Рыскулова скоростными, и мы направили в городской акимат информацию о необходимости строительства на оживленных перекрестках надземных пешеходных переходов, – говорит начальник штаба УДП ДВД Алматы Асылбек Рашидов.
По подсчетам управления дорожной полиции, сейчас в городе необходимо установить около 25 переходов, из них 8 – на самых оживленных перекрестках проспекта Рыскулова. На улице Саина полицейские предложили построить надземные переходы там, где наблюдается наибольшая концентрация пешеходов.
Не остался без внимания и проспект Аль-Фараби – сегодня перейти его без риска для жизни совершенно невозможно. По мнению дорожных полицейских, необходимо соорудить надземные пешеходные переходы в районе улицы Маркова, перед развязкой на улице Фурманова и в районе улицы Мендыкулова.
Выдвигая подобные предложения, в УДП опираются не только на свою статистику аварийности, но и заказывают исследования интенсивности транспортного и пешеходного потока.
Наука целесообразности
На самом же деле, если следовать градостроительным нормам, такое чудо, как надземный или подземный пешеходный переход, должно быть чуть ли не на каждом перекрестке.
Существуют еще советские нормы ВСН 25-86 “Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах”, принятые более 20 лет назад. В этом документе есть таблица, по которой с учетом интенсивности автомобильного и пешеходного потока можно определить, где и какой переход должен располагаться. В случае если интенсивность пешеходного потока составляет более 200 человек в час и при этом движение автотранспорта достаточно оживленное, то необходимо строительство подземного пешеходного перехода.
Есть еще один документ – СНиП РК 3.01-01-2002 “Планировка и застройка городских и сельских поселений”, в котором также оговаривается, где и как должны располагаться пешеходные переходы. “На магистральных улицах и дорогах регулируемого движения в пределах застроенной территории следует предусматривать пешеходные переходы в одном уровне (“зебры”) с интервалом 200–300 метров. Пешеходные переходы в разных уровнях, оборудованные лестницами и пандусами, следует предусматривать с интервалом 400–800 метров на дорогах скоростного движения, 300–400 метров на магистральных улицах непрерывного движения”, говорится в СниП.
– Магистрали города становятся улицами с непрерывным движением, – говорит главный инженер НИИ транспорта и коммуникаций Наталья Пьянкова. – В идеале строительство подземных и надземных переходов не должно отставать от ввода в действие транспортных развязок. Но это требует времени и немалых средств. Поэтому переходы в первую очередь следует сейчас строить там, где без них просто не обойтись.
Взлететь над автострадой
Как выяснилось, городские власти готовы раскошелиться ради безопасности пешеходов. Но не на подземные переходы, а на надземные. Как сообщил заместитель директора департамента пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы Айтказы Арыкбаев, оборудовать их хотят по последнему слову техники. Вместо привычных ступенек, по которым людям лень ходить, переходы будут оборудованы эскалаторами.
– При разработке плана мы предусматриваем строительство крытых переходов с эскалатором или лифтами. Строительство пяти надземных переходов по пр. Рыскулова мы планируем начать уже в мае этого года, – сообщил Айтказы Арыкбаев. – При подсчете проектно-сметной документации один надземный переход стоит около 40 миллионов тенге, и это без эскалатора, а с обычными ступенями.
Замдиректора департамента признался: в идеале автомобильные дороги и пешеходные переходы вообще не должны пересекаться, людям лучше переходить дорогу по переходам.
– Но пешеходы попросту не ходят по ним, – посетовал Айтказы Арыкбаев. – Не останавливают даже бетонные преграды не только вдоль улиц, но и между полосами дорожного движения! Как показал практический опыт, не только мужчины перелезают через заграждения, но и даже женщины с детьми.
Анна ПАВЛОВА