Увы и ах, но авторы "Елок" заметно сдали позиции и будто бы порядком выдохлись, причем достаточно резко. Первые две части можно было спокойно смотреть залпом, словно один фильм, и дело вовсе не в половине перекочевавших в продолжение персонажах – некоторые из них есть и в третьей части – а в атмосфере картин, и их качестве. Альманахи – успевшие стать у нас популярным форматом праздничных фильмов, быстро вспоминаем две части "Мам", одна из которых в прошлом году подменила ушедшие в отпуск "Елки" – замечательных историй из разных уголков страны, удачно связанных между собой, от которых на душе становилось тепло, а в сердце – уютно. А мозг начинал верить в российское кино.
Теперь же авторы пустились во все тяжкие, потеряв всякое чувство меры. Истории либо гротескные до безобразия – ладно, веселого и по-своему душевного безобразия – либо сдобрены тоннами ванили, сахара и соплей, от которых глаза слипаются, а во рту вязнет. В первую очередь это касается "локомотива" – описания большой трагедии маленькой девочки, чьих двух домашних питомцев коварно разлучили злая мачеха, ой, то есть, мать и слабовольный отец. Уместно смотрятся через слово повторяемые закадровым голосом Хабенского "лайки", вполне себе в духе всего фильма выглядит "Бумеранг добра", который пришел на смену рукопожатиям и родственным связями из предыдущих частей. Но сам сценарий этой новеллы…
Сплошные неприкрытые попытки выбить из зрителя слезу. Топорные, нарочитые, лишенные какого-либо намека на изящество – сценаристы просто целенаправленно и методично, аки таран, долбят в одно и то же место, выбивая из сидящих в зале жалость – и это здорово раздражает. А уж в связке с остальными историями, по большей части – веселыми, просто бесит, так что такой контраст лишь неумело играет на нервах, вызывая эмоции, далекие от определения "положительные". О каком-либо новогоднее настроении, при взгляде на очередной слезливый пост дочери в Фэйсбуке (кстати, а почему не Вконтакте? Не патриотично), даже не вспоминаешь. Оно испаряется, растворяется в воздухе, уходит в небытие, в счастливое прошлое, в котором разум еще не столкнулся с этой переслащенной новеллой.
С другой стороны фильм подпирают совершенно безумные, но от того не менее милые и смешные, истории о старых знакомых: питерцев, в исполнении Светлакова и Урганта, и лыжника со сноубордистом и бессмертной бабулькой, они же Домогаров мл., Головин и Стаханова. Этих занесло в лютые дебри, и с ними связаны самые удачные гэги, да и диалоги, не говоря уже про ощущение безумного куража, даром что неумеренного и гротескного, на фоне которого все прочие истории слегка бледнут. В том числе и про скромного доктора, который нескромно о себе наплел с три короба школьной любви, дабы произвести впечатление – хрестоматийный сюжет весьма неплохо обыграли с Богдановым Антоном в главной роли, который все чаще стал мелькать в полнометражных фильмах (не возражаем).
Продолжения некоторых историй, правда, не хватает, а на смену им пришли не самые удачные, вроде совершенно бестолковой новеллы с Гошей Куценко. И никакой умеренности – авторы бросаются из края в край, словно забывая, что даже тысяча вымученных реакций зрителей не стоит одной искренней. Однако, при всем при этом, марку серия еще держит и обещает исправить пошатнувшееся положение свежим подходом в следующем году. Будем надеяться. А пока можно расслабиться и, с оговорками, все же насладиться очередным предновогодним альманахом "Елки 3", который в этот раз оказался украшен небольшой, но исключительно приятной мелочью в виде трогательных и красивых стихов Валентина Гафта: "Я строю мысленно мосты…"