Эмансипация, феминизация, гендерное равенство… Когда сломя голову бежишь с работы домой, наполняя по дороге сумки чем-нибудь «вкусненьким», чтобы покормить своих вечно ненасытных мужчин, когда вспоминаешь, что дома куча неглаженного белья, а завтра вечером нужно идти на родительское собрание, а еще вчера обещала помочь подругам из кризисного центра, а в выходные ждет урожай на даче… В общем, мысль очевидна: зачем нам еще политика?
А между тем среди 700 тысяч членов партии «Нур Отан» — 500 тысяч относятся к так называемой прекрасной половине. И большинство руководителей неправительственных организаций — тоже представительницы слабого пола. Так, видимо, регулируется дисбаланс. Ведь присутствие женщин во властных, законодательных и исполнительных структурах Казахстана составляет всего 7-11 процентов.
В парламенте женщин 17 процентов, а есть городские и областные маслихаты, где работает всего по одной даме. И только три сельских и районных акимата в стране возглавляют женщины.
По мнению председателя Международной экологической ассоциации женщин Востока Уркыз Илиевой, необходимо, чтобы хотя бы 30 процентов мест во властных и законодательных структурах занимали женщины. Только тогда, как показывает опыт других стран, общество развивается стабильно.
Это одна из целей Альянса, и не только в нашей республике. Женщины объединяются во всем мире, говорит президент Республиканского союза женщин Нина Каюпова. Создан такой Альянс в СНГ. И, к примеру, две наши соотечественницы — президент Ассоциации деловых женщин Казахстана Раушан Сарсенбаева и президент Диабетической ассоциации республики Наталья Тукалевская — входят в состав Всемирной организации женщин. Активизировались и дамы Юго-Восточной Азии. Женщины Востока практически добились равных прав с мужчинами во многих вопросах.
Но не забыть бы при этом о главной миссии. Увы, во многих развитых странах, в европейских городах на улицах чаще видишь людей с собачками, чем с детьми. Женщины перестают рожать, поздно создают семью, желая сначала получить образование, сделать карьеру, встать на ноги. Однако к тому времени, когда это происходит, появляется привычка к независимой самостоятельной жизни, да и мужчин незанятых рядом все меньше…
Уркыз Илиева уверена, что участие в политике как раз и позволит казахстанским женщинам поднять престиж семьи и материнства, улучшить социальную защиту мам. Разве случайно, говорит она, что столько лет уже не принимаются два важных закона — о равных правах и о бытовом насилии? Слабый (из-за малой доли женщин в парламенте) голос не слышен, да и большинство мужчин по-прежнему не разделяют желания своих подруг участвовать в политике. Образование, здравоохранение, другие сложные и важные для общества отрасли — пожалуйста! А вот министерский портфель — только если нужно реализовывать какую-нибудь непопулярную в обществе программу. О единичных примерах занятия женщинами высоких должностей и говорить не хочется, их так мало, да и нередко руководительница ведет себя так, словно извиняется, что заняла чужое место…
Среди персон нового Альянса практически нет незнакомых. Все это руководители неправительственных организаций, лица которых последние десять, а то и пятнадцать лет не сходили с экранов телевизоров и со страниц газет. И Наталья Тукалевская, и Светлана Савченко, и Нина Каюпова, и многие другие не раз демонстрировали сильный характер, уверенность в себе и в том, что делают.
Было бы замечательно, если бы рядом со старшими подругами появились и молодые, продвинутые леди нового поколения. Чтобы не революционерка Клара Цеткин, а наша современница, умная, по-женски гибкая, миролюбивая и целеустремленная продвигала решения, помогая женщинам реализовывать себя и в материнстве, и в карьерном росте.
И чтобы при этом мы не сгибались под тяжкой ношей обязанностей и не вздыхали: «за что боролись, на то и напоролись…».