Чего хотят казахстанские интернационалисты - Копбаев - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Чего хотят казахстанские интернационалисты - Копбаев

Чего хотят казахстанские интернационалисты - Копбаев

Лидер казахстанских интернационалистов надеется, что его сподвижников будет больше.

  • 28 Января 2019
  • 39014
Фото - Caravan.kz

Не так давно мы опубликовали интервью с казахстанским политологом Султанбеком СУЛТАНГАЛИЕВЫМ, который рассказал об остроте и актуальности проблем националистического характера в Казахстане на сегодняшний день. 

Своеобразным толчком к написанию того материала для нас стали высказывания отечественного предпринимателя, общественного деятеля и лидера интернационалистического движения в Казахстане Бахытжана КОПБАЕВА.

Сегодня же мы публикуем текст беседы с самим господином КОПБАЕВЫМ. В интервью корреспонденту медиа-портала Caravan.kz лидер казахстанских интернационалистов рассказал, что привело его к созданию протестного движения в стране, а также объяснил, чем обусловлена актуальность проблем националистического характера на данный момент.

Бахытжан КОПБАЕВ

Бахытжан КОПБАЕВ. Фото — Central Asia Monitor

Советская закалка

— Во время интервью другим изданиям я всегда говорил, что ценю свою историю, историю Советского Союза, помню все хорошее и был воспитан в духе интернационализма, — отметил в начале беседы Бахытжан Конысбаевич. — Я знаю множество языков (в основном тюркских), что очень помогло мне при изучении истории. А чем больше я углублялся в исторические дебри, тем больше осознавал, что лишь в интернационализме была сила всех наших достижений. Советский период доказал это еще ярче.

Я, как этнический казах, хотел бы, чтобы достижения моих предков были сохранены в истории. Но что мы наблюдаем даже в развитых странах? Этнические принадлежности стерты и ассимилированы. Например, в Америке, где проживает более 300 миллионов человек и все говорят на английском, практически исчезли коренные жители – индейцы. 60 миллионов немцев, 45 миллионов шотландцев и 40 миллионов ирландцев забыли свой родной язык, свою культуру и говорят только на англосакском. И я не хочу, чтобы такое же произошло в Казахстане.

Во времена СССР именно Владимир Ильич Ленин приложил максимум усилий, чтобы каждый народ имел свою автономию и помнил свой язык, свою историю. Он подчеркнул важность каждого народа, чтобы никто не растворился. Ведь, не зная своей нации, своего языка, можно было легко потеряться и ассимилироваться.

Вообще, я считаю себя советским человеком – результатом того проекта. И когда приезжаю в постсоветские государства – в Россию, Беларусь, Узбекистан, на Кавказ, сразу же нахожу общий язык с местными жителями, потому что вижу в них таких же советских людей. По менталитету мы – казахи и казахстанцы – намного ближе тем 15 республикам, нежели, к примеру, к тем же туркам. Поэтому у нас нет особого выбора, как быть с друзьями, с которыми у нас была единая Родина. Это является своеобразной опорой для меня.

— А что привело вас к тому, что вы стали приверженцем именно таких взглядов?

— Я стал яро заявлять о своем интернационализме, когда граждане нашей страны начали сталкиваться с нападками по национальному признаку. И считаю, что это исходит от агентов украинского государства. Получается, им Украина ближе, чем инакомыслящий казахстанец?.. И они этим хвастаются. А раньше это было позорно: казахстанец стучит на своего же соотечественника в другом посольстве. 

Вот вы можете себе представить, чтобы я встал и спел гимн России? Чисто гипотетически.

— Ну, во-первых, это выглядело бы довольно странно.

— Как минимум, меня назовут больным! А как максимум, меня закидают. И как тогда понять лидеров наших националистов, которые под чью-то диктовку поют «Ще не вмерла Україна» и выставляют это на всеобщее обозрение? Считаю это предательством и изменой. А эти люди называют себя националистами – защитниками казахстанских национальных интересов. Может быть, наши интересы и наши ценности изменились? Я этого не понимаю.

 

О геополитике

— В мире насчитывается 18 миллионов этнических казахов. 12 миллионов из них проживают в Казахстане, а 6 миллионов – за его пределами. После евреев, армян и греков это, наверное, один из самых разделенных народов в мире. Едва ли не половина казахов живет за пределами страны. Это означает, что мы должны вести свою геополитику таким образом, чтобы стать максимально интернациональным и космополитичным государством. 

 

Языковой вопрос

— В Конституции черным по белому написано: «В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык». А Конституция является основным государственным законом.

А теперь вспомните языковые провокации, которые были осенью прошлого года. Причем они были направлены на обычных граждан – жителей Усть-Каменогорска и Павлодара. Я им сказал: «Идите к акимам этих областей — Даниалу Ахметову и Булату Бакауову. Они оба еле-еле говорят на казахском». Начинать нужно с госслужащих. Я «за», чтобы все государственные служащие в стране в совершенстве владели двумя языками.

Да, многие обвиняют меня в том, что я русофил. Да, я люблю русский народ. Может быть, я и русофил, но я такой же казахофил, узбекофил, уйгурофил – можно перечислять без конца.

 

Цели «националистов»

— Эти группы так называемых националистов я на самом деле считаю продажными провокаторами. Но не понимаю тех казахов, кто открыто поддерживает эту «пятую колонну» Украины внутри нашей страны. Их целью является не поднятие наших интересов, их цель – это русофобия. Когда возникла проблема Акжаркын Турлыбай в Китае, националисты сказали: «Это внутренняя проблема Китая». Они в большинстве своем не встали на защиту девушки. Да, их последователи стали защищать интересы Турлыбай, хоть она и нарушила законы двух государств, но руководители этих групп промолчали, потому что их главная цель, как мне кажется, не защита интересов казахов.

И, знаете, я был очень зол, когда один из казахских узоров они назвали свастикой. Это ведь уже сумасшествие. А один из их сподвижников и вовсе написал: «Я пошёл читать свой Коран» — и сфотографировал "Mein Kampf". Сам я, правоверный мусульманин, считаю это оскорблением всех мусульман, когда нацистскую книгу они назвали Кораном. И таких провокационных действий очень много. Поэтому считаю, что на данном этапе движение с подчеркнуто интернационалистическим направлением очень необходимо.

 

О борьбе с национализмом

— Некоторые считают так: если мы любим Советский Союз, то мы – ватники. А один из них так и написал: «Ватников нужно истреблять». Да, называй меня ватником. Приходи. Ты получишь отпор.

Сегодня мы, интернационалисты, собрались, чтобы защитить себя. Мы не хотим повторения того беспредела, что был в Германии в 1930-х годах. Если многие молчат, это еще не значит, что они согласны с националистами. Мы предоставили органам список из 150 имен и сказали, что эти люди могут посеять рознь, агитируют и ущемляют других. Конечно, государство не хочет столкновений националистов и интернационалистов. И в таком случае КНБ нужно открыть глаза и начинать работу. А руководителям внутренней политики надо яснее смотреть на реальные картины, не рисуя в голове каких-то вымышленных цифр.