31 января, около полудня у здания областной прокуратуры совершила самоподжог бывший помощник прокурора Атырауской области Лейла СМАДЬЯРОВА.
37-летняя Смадьярова находится под домашним арестом с августа 2016 года. Она работала в сфере надзора за соблюдением прав задержанных, заключенных под стражу и отбывающих уголовное наказание. Сейчас над ней идет суд, где ей вменяют стсатью 366 УК РК («Получение взятки»). Сама Смадьярова не согласна с предъявленными обвинениями в получении ею в общей сложности около 3 млн тенге (якобы эту сумму ей передали в 2 транша – сначала миллион, в следующую встречу еще два).
Один из источников портала "Ак Жайык" утверждает, что экс-помощник прокурора подожгла себя, чтобы хотя бы таким способом привлечь внимание к своей ситуации. По его словам, она взяток не получала и её из мести оговорили люди, которых она ранее привлекала к уголовной ответственности.
В связи с этим инцидентом редакция Caravan.kz решила вспомнить несколько самых громких самоподжогов, устроенных казахстанцами в знак протеста, и чем они закончились.
АТЫРАУСКАЯ ОБЛАСТЬ, 2009
Этот инцидент получил огласку на всю страну.
В селе Акжар, что в пригороде Атырау, в ночь на 4 марта 2009 года было совершено убийство 15-летнего Дархана – единственного сына в семье Олжагалиевых. Его тело со следами побоев было найдено на окраине посёлка и вскоре полиция задержала двоих 17-летних жителей села Акжар — Махамбета Шолакова и Романа Вознюка, против которых было возбуждено уголовное дело по статье «Умышленное убийство». Между тем родственники погибшего Дархана утверждали, что в действительности смертельный удар нанёс младший сын Кабидоллы Шолакова — Аблайхан. Его старший брат Махамбет просто взял вину на себя, выгораживая младшего брата, а вместе с ним вину признал и его друг Роман Вознюк, сообщало Радио Азаттык.
Отец детей Кабидолла Шолаков твердо решил – кто убил, тот и должен сидеть. Он упорно доказывал полиции и прокуратуре, чтобы к ответственности привлекли его младшего 15-летнего сына Аблайхана, одноклассника Дархана, а не старшего.
Несогласный с ходом следствия, Кабидолла Шолаков 26 мая 2009 года, облившись бензином, поджёг себя перед парадным входом прокуратуры Атырауской области.
Стоит отметить, что это преступление вызвало большой резонанс не только в Атырау, но и во всем Казахстане. После публичного самосожжения 52-летнего Кабидоллы Шолакова, в Атырау приезжала комиссия министерства внутренних дел, которая проверила работу департамента внутренних дел по Атырауской области, в том числе и расследование уголовного дела по факту убийства подростка Дархана Олжагалиева. В отставку ушел начальник ДВД по Атырауской области Кайрат Сунтаев, сообщал Азаттык в том же материале.
Главным поворотом этого резонансного дела стало то, что 21 октября 2009 года суд присяжных признал Махамбета Шолакова и Романа Вознюка невиновными. На оглашении вердикта было много эмоций: родственники обеих сторон аплодировали, оправданные Махамбет и Роман принимали поздравления. Мать убитого Дархана Анар Крушева не скрывала слез и поблагодарила суд за справедливое решение.
После этого суд намеревался возбудить уголовное дело в отношении настоящих убийц мальчика.
ТАРАЗ, 2015
Чрезвычайное происшествие произошло рано утром 24 октября 2015 года около здания партии "Нур Отан" в Таразе. Все действия 20-летнего парня снимались на видеокамеру. На видео молодой парень рассказывает о себе и своих несчастьях.
Перед самоподжогом юноша рассказал, что толкнуло его к самоубийству. Ерлан Бектибаев 1995 года рождения (как представился молодой человек) сообщил, что его "подставили" полицейские, задержав якобы с наркотиками в карманах. Но, по его словам, "травы" в карманах у него не было. Парень рассказывает, что его мать умерла, а у отца новая семья. Из рассказа следует, что 22 октября он пошел устраиваться на работу в собес Тараза, а когда вышел, его скрутили полицейские, далее говорит, что разочаровался в жизни и жить не хочет, сообщал Dixinews.kz.
В конце речи, записанной на камеру, молодой человек достает бутылку с жидкостью, похожей на бензин, и обливается практически полностью. В считанные секунды он вспыхивает от зажжения спички и, полыхая, с криками бежит в сторону здания "Нур Отан", а затем забегает внутрь.
Бектибаев скончался в городской больнице Тараза после самоподжога. Перед тем, как «казнить» себя, он перед камерой обвинил в том, что собирается совершить, сотрудника полиции. Попав в сеть, жуткое видео самоподжога вызвало широкий общественный резонанс.
Партия сразу же взяла дело под свой контроль. По сообщению руководителя пресс-службы "Нур Отана", Жасулана Абдиманапа, парень, вопреки своему заявлению, ранее не обращался за помощью в общественные приемные партии. Более того, "Ерлан Бектибаев находился в оперативной разработке и был судим за тяжкие преступления, а также повторно задерживался во время проведения оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками ДВД Тараза за хранение наркотических веществ", — сообщал Tengrinews. Упор делали и на то, что во время совершения самоподжега парень был в состоянии наркотического опьянения.
Однако парламентарии отреагировали на инцидент иначе. Депутаты от партии "Акжол" направили запрос на имя Генерального прокурора и министра внутренних дел об объективном расследовании самосожжения.
— По данным СМИ, именно несправедливость претензий полиции была названа в качестве причины столь драматической развязки, — сказала депутат Меруерт Казбекова. — Этим фактом погибший стремился доказать незаконность оказанного на него давления, из-за чего он пошел на столь отчаянный шаг. Дело, в конце концов, не в одном Ерлане Бектибаеве, а в беззащитности простого человека перед возможными злоупотреблениями со стороны недобросовестных сотрудников полиции.
Добился ли парень справедливости, и кто виноват на самом деле? Как бы там ни было, но акимат Жамбылской области принял ряд мер после трагического случая:
— Нами принимаются меры, — заявил аким области Карим Кокрекбаев. — Мы этим вопросом сразу начали заниматься. Во всех высших учебных заведениях, в школах большую работу проводим. Есть телефон доверия в "Нур Отане", есть телефон доверия у акима города, блог акима области.
КОКШЕТАУ, 2015
20-летний парень из Кокшетау поджег себя после ссоры со своей избранницей. Доставили в больницу его в крайне тяжёлом состоянии: ожог тела составил свыше 95 процентов, сообщал телеканал КТК.
Из-за чего поссорились молодые люди, не уточнялось. Известно, что парень пришел на работу к своей девушке, где и разразился скандал. Напоследок Дмитрий Ванюков пригрозил сжечь себя, а дома привел угрозу в действие: облил себя бензином и поджег сразу с двух сторон. Отец пытался спасти его, но в кране почему-то не оказалось воды. А когда Дмитрия вывели на улицу, было слишком поздно: он был уже весь объят пламенем. Врачи сразу же заявили, что шансы выжить практически равны нулю.
— Отец его схватил, давай тушить, открыл воду в ванной, воды нет вот именно в этот момент. Что случилось? Что-то невероятное, — рассказал очевидец Александр Горлачев
АСТАНА, 2016
6 декабря 2016 года в Астане женщина в помещении контрольно-пропускного пункта Генеральной прокуратуры совершила самоподжог, передавал Zakon.kz со ссылкой на пресс-службу ГП РК.
«Ее действия были внезапными и неожиданными, так как до совершения акта самоподжога, она никаких намерений не предъявляла. Была оказана первая медицинская помощь и вызвана скорая помощь. По предварительным данным установлено, что этой женщиной является Рысманова М.Е., 1968 г.р. Причиной самоподжога является ее несогласие с осуждением сына — Ахметова Е.Н., 1988 г.р», — сообщили в генпрокуратуре.
Актом самосожжения Рысманова пыталась обратить внимание властей на несправедливое, по ее мнению, судебное решение. Ее сына осудили за хранение 3,5 граммов героина и 285 граммов гашиша, однако мать считала своего ребенка невиновным.
14 декабря 2016 года женщина скончалась в одной из столичных больниц.
Трагичная гибель женщины стала своеобразным «толчком» в деле ее сына. По заявлениям Акмарал Ахметовой, дочери Майры Рысмановой, до самосожжения женщина неоднократно обращалась в Генеральную прокуратуру, чтобы «добиться справедливости» для своей семьи.
— Она пять раз приезжала в генеральную прокуратуру, — сказала девушка в интервью «Азаттыку». — Ее не принимали. Она настаивала на своем и не уходила, пока ее не выпроваживали сотрудники.
Позже генеральный прокурор принял у себя родственников Рысмановой. По словам представителя генеральной прокуратуры Ержана Ералиева, в своем заявлении Майра Рысманова просила пересмотреть уголовное дело ее сына Ербола Ахметова. Она была не согласна и с наказанием сотрудников полиции Жидешева и Басыбекова, которые превысили служебные полномочия при задержании ее сына.
— Дело Ахметова мы изучили, — заявил прокурор Ералиев. — Мы подготовили проект протеста. Сейчас вопрос согласовывается с руководством на отмену судебных решений. По делу была допущена неполнота судебного следствия.
«2 ноября 2016 года Жидешев и Басыбеков были приговорены судом № 2 Тараза за превышение власти или должностных полномочий к ограничению свободы на 3 и 1,5 года соответственно», — сообщил Tengrinews. – «Между тем Жидешева лишили звания "капитан полиции". Кроме того, они были лишены права занимать госдолжности пожизненно. Однако на суде факт избиения не был доказан».
4 января 2017 года они попали под амнистию.
ШЫМКЕНТ, 2016
46-летний предприниматель из Шымкента Нуркен Айнабеков доставлен в больницу с обширными ожогами после совершения акта самосожжения днем 22 декабря 2016 года у территории областной прокуратуры.
За день до самоподжога Айнабеков на пресс-конференции рассказал, что оказался на грани банкротства, сообщал Tengrinews.kz.
"В 2010 году хозяйственное управление аппарата акима области выиграло тендер на строительство семейно-врачебной амбулатории в микрорайоне "Кайтпас-1". Тогда у управления не было ни людей, ни техники, и для строительства чиновники по субподряду передали строительство нашему ТОО "Саят-Жан". По договору нам должны были перечислить 28 миллионов 600 тысяч тенге, но в ходе строительства выяснилось что реальная стоимость работ 34 миллиона тенге. Мы обратились к заказчику чтобы добавили деньги, на что они предложили нам подписать еще один договор на 26 миллионов тенге тем же номером и тем же числом", — рассказал журналистам на пресс-конференции предприниматель Нуркен Айнабеков, добавив, что из-за этого оказался в огромных убытках.
Как сообщал Otyrar.kz, о предварительным данным, Айнабеков Н. таким способом пытался выразить протест на действия отдела полиции по возбужденному в отношении него уголовному делу. Установлено, что в отношении него возбуждено уголовное дело по четырем статьям Уголовного кодекса ("Мошенничество", "Подделка документов", "Клевета" и другое)", — прокомментировали в прокуратуре.
По факту доведения до самоубийства возбуждено уголовное дело.
Напомним, Генеральный прокурор Казахстана на заседании коллегии генеральной прокуратуры об итогах работы за 2016 год и задачах на предстоящий период подверг критике работу подчиненных, передавал портал Радио Азаттык.
Жакип Асанов сказал, что в составе прокуратуры много «честных сотрудников» и много того, что он назвал «балластом». Асанов, выступая на встрече в Астане, призвал «не создавать иллюзию, будто сотрудники ведомства работают с утра до вечера и занимаются полезной государственной работой». Говоря о наличии «современно мыслящих» сотрудников, Асанов призвал коллег к кардинальному изменению подходов к работе, менталитета и мышления.