Чье такси? От Тасмагамбетова до Исекешева - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Чье такси? От Тасмагамбетова до Исекешева

Чье такси? От Тасмагамбетова до Исекешева

Это где-то и кто-то в булочную на такси не ездит, а вот работники столичного акимата уже с нового года, скорее всего, начнут. С  соответствующим предложением выступил аким Астаны Асет ИСЕКЕШЕВ.

  • 8 Декабря 2017
  • 13618
Фото - Caravan.kz

Везучие годы

В последние годы столичным таксомоторным компаниям сказочно фартит. То аэропорт Астаны закрывает свою парковку для частных бомбил, то вокзал. С лета такси с официальным логотипом имеют право ездить по выделенной для автобусов полосе. И тут – новая удача:

– Со следующего года акимат пилотно переходит на использование такси, то есть отказ от машин. Это тоже может быть возможностью для наших автомобильных компаний, – заявил на встрече с бизнес-сообществом столицы аким Астаны Асет ИСЕКЕШЕВ.

Тут же он добавил, что город заинтересован в приходе на рынок крупных игроков и даже готов отдать муниципальный таксопарк в частные руки, буде им кто-нибудь заинтересуется.

Про товар и купца

Бастык без личного автомобиля – для Казахстана, конечно, та еще экзотика. Но не стоит думать, что опаздывающий на совещание где-нибудь в Акорде замакима будет ловить тачку с обочины.

Все столичные чиновники, согласно предложению Асета Исекешева, станут активными пользователями единой городской службы такси “Astana Tахi”. Это – крупный государственно-частный проект.

С гордостью и не единожды и авторы идеи говорили о том, что ни копейки казенных денег на нее потрачено не было. И машины, и таксометры, и POS-терминалы автопарки закупают самостоятельно. Но недооценивать вклад чиновников не стоит: именно они обеспечивают таксистов заказами. Так, именно “Astana Tахi” была официальным перевозчиком выставки ЭКСПО-2017, только машины с логотипом консорциума имеют право бесплатного въезда на парковку столичного аэропорта и выезда на Bus Lane.

Льготные банковские кредиты и скидки почти 30 процентов на закуп нового авто от производителей опять же вряд ли таксисты смогли бы заполучить без поддержки партнера в лице государства. Теперь вот новая помощь…

– Это выгодно для всех. Мы уже посчитали, что благодаря отказу от содержания собственного автопарка акимат Астаны сократит свои транспортные расходы в два раза. Для нас выгода в том, что у нас появится стабильный клиент. Этот проект ГЧП рассчитан на пять лет. То есть мы можем рассчитывать свою прибыль, расширять автопарк и повышать сервис, – расписывает прелести поездок на такси для чиновников председатель ассоциации таксомоторных компаний Медет КУРМАНОВ.

Надо отметить, что это не первая попытка создать в городе цивилизованный рынок услуг извоза. Например, в 2010-х годах по Астане колесили новенькие японские седаны с логотипом “Сарыарка”.

Это тоже был ГЧП, созданный к намечавшимся тогда Азиаде и саммиту ОБСЕ. Тогда таксистам бренда тоже был предоставлен фактически полный карт-бланш. Аким Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ объяснял преференции тем, что никто, кроме “Сарыарки”, на привычном для иностранцев уровне их обслужить не сможет. Злые же языки поговаривали, что все доходы таксопарка идут прямиком в один частный карман. Таксопарк “Сарыарка”, кстати, распродал все свои авто практически сразу после того, как Тасмагамбетов ушел с должности акима Астаны.

Фото Владимира БАХУРЕВИЧАФото Владимира БАХУРЕВИЧА

Подорожает ли такси в старом центре Астаны?

В предложении Асета Исекешева пересадить всех чиновников на такси пока много неясностей. Например, нет четких правил, кто имеет право ездить на нем, а кому надо знакомиться с другим ГЧП-проектом акимата – “Astana LRT”.

Не прописано также, куда и как часто чиновники будут иметь право кататься за счет бюджета. Медет Курманов рассказал нам, что расчет будет вестись по факту. Но что мешает чиновнику, допустим, вызвать такси на весь день? И о какой экономии в этом случае можно говорить?

И самое важное: а что с населением Астаны? Выселение частников из аэропорта привело к автоматическому росту тарифа на такси для прилетевших. Если раньше от воздушной гавани до города можно было сторговаться за 1 500, а то и за 1 200 тенге, то теперь меньше чем за 2 500 никто везти не соглашается.

Таксисты на машинах с логотипом “Astana Tахi” на все просьбы снизить цену рассказывают грустную историю о том, что их обязывают стоять в аэропорту, хотя за то же время они могли бы заработать неплохие деньги в городе.

Медет Курманов уверяет, что у акимата таксисты дежурить не будут, да и вообще спрос рождает предложение:

– Сейчас в консорциум “Astana TахiI” входят все официальные таксопарки города. Мы уже увеличили с мая наш автопарк на 150 автомобилей, в следующем году хотим закупить еще 500. Также я бы хотел отметить, что ни о какой монополизации рынка речь не идет. Наоборот, мы готовы принять не только официальные такси, но и частников. Надо только соответствовать требованиям: белая машина не старше 7 лет, обклеить ее логотипом, который утвердил акимат, поставить таксометр, купить форму. И всё. Человек может легально работать на рынке. Сейчас у нас уже более 30 таких частных машин есть. Асету Исекешеву не хватает денег?

Неудавшийся залп по бомбилам

С частниками, таксующими вне системы “Astana Tахi”, Медет Курманов при этом предлагает бороться. Официально – потому что частный извоз небезопасен с точки зрения сохранности не только финансов, но и здоровья. По факту – всем понятно, что бомбила с обочины предложит гораздо более привлекательную для клиента цену. И на совещании с бизнес-сообществом Астаны за частников пришлось заступаться самому председателю президиума НПП “Атамекен” Тимуру КУЛИБАЕВУ.

– Нелегалы – точно такие же граждане Казахстана и имеют право зарабатывать. Просто необходимо договориться, чтобы они оплачивали патент, чтобы разрешение было, чтобы вовремя проходили техосмотр. Какая нам разница, кто везет? Допустим, у вас будут новые машины, вы должны за счет качества брать: например, водитель должен знать английский, быть гидом в столице.

Но большая часть людей готова платить дешевле и проехать на более простой машине. Конечно, это должно быть технически безопасно.

Все мы понимаем, что Астана в плане заработка привлекательна, и сюда приезжает много людей из других городов. Мы же не можем их так просто взять и оттолкнуть, сказать, что все будете ездить на одном такси, – умерил он пыл главы АТК.

Но повысить качество обслуживания клиентов – это не наклейку с надписью “Astana Tахi” наклеить. Форумы в Интернете заполнены жалобами на поведение водителей официального таксопарка, несвоевременную подачу машин и прочее, прочее. Медет Курманов уверяет, что работа ведется, но, судя по отзывам пользователей, до хеппи-энда еще далеко.

Астана