Это время, когда раздается телефонный звонок от близкого человека о помощи. Тогда жизнь пролетает перед глазами, и начинаешь задумываться о многом, в том числе, вечном…
«Привет. У меня мама в реанимации. Срочно нужна кровь любой группы. Помоги!» — позвонила на днях подруга. Сначала сердце бешено заколотилось, потом мое физическое естество впало ступор, но еще через пару секунд, отойдя от шока, я начала набирать телефоны наших общих знакомых, университетских друзей, кто мог бы помочь.
На следующее утро мы без завтрака и, не выпив ни грамма спиртного накануне, отправились в Городской Центр Крови акимата города Алматы на Ботаническом бульваре.
Не спавшая пару ночей и явно выплакавшая все глаза, наша подруга была уже там. После того, как мама попала в реанимацию с язвой желудка и срочно потребовалась кровь, ее попросили найти аж 18 доноров и принести справку о кровоотдачах.
Реально ли среднестатистическому казахстанцу в наш век найти 18 здоровых людей без гепатита, с нормальным уровнем сахара в крови, не бывавших за границей в длительных командировках и не имеющих никаких противопоказаний к сдаче крови?! И что было бы, если бы она их не нашла? Отказались бы дать кровь человеку, которому срочно нужно прямое переливание или плазма?
Эти и другие вопросы вертелись в голове. Возмущению не было предела. А она, проведя предыдущий день в центре крови, казалось, стала уже экспертом в вопросах заполнения анкеты. Экспертом по необходимости. «Девчонки, пишите, что чувствуете себя хорошо, что ничем не болели», — говорила она. Оно и понятно, она нас всех знает очень хорошо и уверена, что кровь наша здоровая. Но система требует иных доказательств, причем правильность суждений никак не избавляет от сомнений и шымкентских призраков.
В новом центре крови все чисто, даже столовая евроотремонтирована. Там вас напоят чаем с печенькой до и накормят котлеткой после, если конечно пройдете все этапы проверки на кровь-пригодность!
В регистратуре взамен на удостоверение личности (без него ваша кровь никому даром не нужна!) вам дадут анкету (на которую, как нас просила подруга, нужно отвечать лишь отрицательными ответами, кроме первого вопроса: хорошо ли вы себя чувствуете? Интересно, чувствовал бы плохо, сказал бы? И если плохо, пришел бы? Кто вообще разрабатывал эти анкеты?). Заполнять ее нужно прописью (зачем?!). И честно (ведь кровь — это не шутки), хотя за честность тоже иногда можно поплатиться. Как я, но об этом позже.
Далее вас сфотографируют цифровой камерой и внесут в единую базу данных (как утверждают специалисты центра), выспросят все: от места жительства до места прописки, от места работы до сотового телефона, а также то, для кого вы сдаете кровушку.
Ваше право — сдать ее для конкретного человека бесплатно, либо для отдельно взятой больницы за положенную сумму денег или горячий обед.
После того, как дотошная процедура по наполнению статистики (причем, сдается, не только по донорству!) будет завершена, вам предстоит пройти первичный анализ крови и экзаменацию у врача-трансфузиолога.
В кабинет входить только после того, как на мониторе, висящем над дверью каждого кабинета, высветится ваше испуганное, усталое, не завтракавшее лицо.
Дверь номер раз. Кровь из пальца. Дверь номер 3 и 5. Общие вопросы: вес (как скажете — весы не работают, однако учтите, что от пропорции вашего роста/веса зависит размер донации), температура тела (тоже на глаз — из нас пятерых сдававших парни выходили с 36.6, девчонки — 36), давление (слава богу, измеряется!).
От заполнения карточки до последнего проверочного кабинета прошло часа 2,5.
Говорят, в тот день «просто много народу было». Сама же процедура кровоотдачи длится минут 15, и забирают за прием от 350 до 450 мл крови. Если кровь идет на плазму, берут больше, но после отделения плазмы, кровь возвращают в организм. Такая процедура длится часа полтора.
А теперь про честность, которая меня подвела. Заполняя анкету, я долго думала, что ответить на вопрос: «Были ли вы за границей? Если да, то где?». После долгих и мучительных раздумий, честность победила — «в Германии» написала я.
Хотя, что мне мешало соврать?! Паспорт все равно никто не проверяет… В регистратуре на ответ никто не отреагировал, и меня протаскали по кабинетам положенные 2,5 часа.
На самом последнем этапе выяснилось, что мою кровь никто брать не собирается. Проведенное время за границей дало о себе знать: «Слишком долго. Вот если бы месяц-другой». За разъяснениями я отправилась в соседний кабинет, где врач был более осведомлен о процедуре и мог объяснить недоумевающей мне, что к чему.
«Вам повезло, что вы были в Европе. После долгого пребывания в Европе кровь нельзя сдавать 6 месяцев. Мы вас уже внесли в базу, потому в других центрах вашу кровь тоже не возьмут», — объяснили мне. А вот если бы я написала какую-нибудь азиатскую страну, то мне «вкатили» бы 3-летний срок.
Причем не с момента приезда, а с момента регистрации в центре крови. Интересно, а сколько таких же честных как я? Чувствую, немного. Особенно если на карте — жизнь и здоровье близкого человека, пользуясь бедой которого врачи стараются наполнить банк крови по полной. Оно и понятно. Добровольных доноров немного, особенно после шымкентских событий…
Пресса тогда несколько месяцев кипела возмущением, а с кресел слетела не одна… гм…
Еще в феврале этого года глава представительства Детского фонда ООН в Казахстане Александр Зуев заявлял во все СМИ, что состояние донорства в республике не позволяет гарантировать, что ситуация с заражением ВИЧ-инфекцией южноказахстанских детей не повторится в другом регионе страны ( http://www.caravan.kz/art.asp?aid=86493).
Со сменой бумажной картотеки на электронную, изменилось ли качество вливаемой крови, и исчезла ли опасность для доноров?
Сдавать кровь из морально-этических соображений среднестатистический казахстанец не бежит. «На 1000 человек в Казахстане приходится всего лишь 26 кроводач. По рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, эта цифра должна колебаться в пределах 50-55. Нетрудно подсчитать, что в Казахстане с населением в 15 миллионов человек должно быть не менее 750 тысяч доноров», — пишет Жанар Канафина в материале «Кровь — не водица» ( http://www.caravan.kz/art.asp?aid=81979).
На вопрос: «А ты смог бы сдать кровь?» — удивляется. Мол, этим должны заниматься специально обученные люди. Кадровые доноры (обладатели редких групп крови, доноры плазмы и клеток крови), к примеру. Но таких людей не так много. В Алматы их всего 800 человек. Они следят за своим здоровьем, ежемесячно обследуются, но они не смогут обеспечить кровью всех желающих.
Для всех остальных вопрос важности донорства возникает лишь тогда, когда наступит «час Х».
Со слезами на глазах мы обзваниваем знакомых, больше половины которых не пройдет по тем или иным причинам. Остальной половине говорим, чтобы ни в коем случае не говорили правду, следуя вечному чеховскому постулату «Ах как бы чего не вышло».
Ведь на карте — жизнь и здоровье близкого человека, которому сделают переливание крови в том случае, если его родственники приведут 18 доноров. И это в не самом тяжелом случае…
***
Сегодня, 14 июня, все медицинское сообщество отмечает Всемирный день донора крови. Праздник новый, ему всего 2 года. Но говорит он о довольно страшной тенденции — всемирным организациям пришлось учредить праздник, чтобы хоть как-то привлечь внимание к проблеме, которая, кстати, наиболее актуальна для нас, развивающихся стран.
«Ежесекундно во всем мире у людей любого возраста и происхождения возникает потребность в переливании крови по жизненным показаниям. Хотя потребность в крови является всеобщей, доступ к ней нуждающихся, к сожалению, всеобщим не является. Особенно остро нехватка крови ощущается в развивающихся странах, где проживает большинство мирового населения», — пишут электронные СМИ.
Быть может всем нам стоит вспоминать об этом чаще, а не только в редкие «часы Х», которых, сдавай мы кровь как положено, вообще бы не стало.
Ведь банк крови был бы полон, а врачи не стремились бы обязать родственников больных к поиску сторонних и вынужденных доноров.
Сдавай все мы кровь, было бы кому требовать от государства создания безопасных условий для донора. Сдавай мы кровь…
P.S. Памятка донору:
Сдать кровь можно с 9 утра до 4:30 вечера. Чтобы вашу кровь приняли, вы НЕ должны пить алкоголь в ближайшие 48 часов, есть за 4 часа до сдачи, быть беременной.
К сдаче крови не допускаются люди с повышенным содержанием сахара в крови, перенесшие гепатит, а также носители ВИЧ/СПИД.
При себе надо иметь удостоверение личности. После сдачи крови, за руль нельзя садиться в ближайшие 2 часа.
Если вы пробыли за границей больше двух месяцев, вам нельзя сдавать кровь в течение: для тех, кто был в Европе — 6 месяцев; для тех, кто был в Азии — 3 года со дня регистрации в центре крови.
В течение 3-4 дней после сдачи крови в центре крови вы можете получить бесплатно распечатку с полным анализом крови на все заболевания (кстати, это тоже плюс в желании стать донором. Данный анализ стоит больше 5000 тенге в любой лаборатории города).
Фото с сайта http://www.energiavita.ru