О том, каким он артистом был, знали многие телезрители. Щуплый, немного строгий, с хитринкой в глазах старичок – Алдар-Косе и Канбак-шал в одном лице. А может, кто-то запомнит его мудрым Дерсу Узала или дедом Мукатаем из фильма “Жансебиль”. Яркой и запоминающейся получилась у него также роль веселого и строгого деда Аплатона из сериала “Перекресток”. Еще он сыграл несколько сотен ролей в Театре юного зрителя им. Г. Мусрепова, где практически прошла вся его жизнь…
Об эпизодах его жизни мы беседуем с художественным руководителем и директором ТЮЗа Талгатом Теменовым.
От кота Базилио до Дерсу Узала
– Касым-ага ушел в один из дней священного месяца Рамазан, – рассказывает Теменов. В Коране записано, что мусульманин, который умер в месяц Рамазан, попадает в рай. Он заслужил это. Это был человек, который жил не жалея себя. Многие живут в искусстве, не до конца отдавая себя. Он – не из таких.
Он единственный человек, который проработал всю жизнь в нашем театре. В 1948-м окончил актерский факультет художественного училища и сразу был принят на работу к Наталии Ильиничне Сац. Первая его роль на сцене – кот Базилио в спектакле “Золотой ключик”. Одинаково хорошо играл и детей, и стариков, комедийные и трагические персонажи. Когда он играл в спектакле “Судьба отца” мальчика по имени Кенесбек, который ждет отца, то уже был взрослым человеком, мужчиной. Но никто не обращал внимания, что ребенка играет взрослый! А в “Дерсу Узала” он сыграл старика, когда ему самому был 31 год. В жизни это был человек, который никогда не скрывал своей правоты. Не лгал ни себе, ни другим. Держал себя строго, хотя по натуре был очень добрым.
Он притягивал зрителей как магнит…
– В чем был главный секрет его таланта?
– Об этом знал только он. Ни один зритель и не догадывался, что в жизни Касым-ага весьма заметно заикался. Но выходил на сцену, и этот недостаток куда-то пропадал… Даже когда он репетировал или читал сказки. Около 10 лет каждый вечер он читал со сцены детям сказки… Часто участвовал в озвучании картин. Несмотря ни на свой недостаток, ни на маленький рост, он, выходя на сцену, словно магнит привлекал к себе внимание.
– Касым Джакибаев снялся и в нескольких ваших картинах…
– Он работал в “Станции любви”, “Бегущей мишени”, в картине “Каждому после смерти муллу”. Это три разных персонажа. Касым-ага всегда был украшением любой картины, спектакля. Хотя многие режиссеры боялись его, потому что, если он чувствовал, что режиссер бездарный, мог ему так и сказать.
– Я слышала, он уходил из театра, в котором работал с 1948 года…
– Да, в какое-то время он ушел из театра. Точнее, его ушли… Проработал на киностудии около 10 лет. А когда директором театра стал Досхан Жолжаксынов, Касым-ага вернулся. Получил здесь звание народного артиста. Хотя он изначально был по-настоящему народным. Не играл главных ролей, но в любой картине оставался запоминающимся. Он был из той когорты людей, из которой были Евгений Леонов, Ролан Быков. Прощаясь с ним в театре, на панихиде я сказал, что он, возможно, был даже нашим казахстанским Чарли Чаплином. Маленький человек с большой душой…