Громкий судебный процесс до конца прошлой недели проходил в карагандинском районном суде имени Казыбек би. На скамье подсудимых оказались бывший ведущий инженер цеха автоматизированных систем управления (АСУ) Жезказганской обогатительной фабрики № 1,2 производственного объединения “Жезказганцветмет” ТОО “Корпорация Казахмыс” Габдулла АЛДАНАЗАР и трое безработных жителей города Жезказгана – Кайрат СУЛТАНОВ, Нурлан ОМИРБЕКОВ и Алибай АБСАДЫКОВ.
Статья Уголовного кодекса – 247, ч. 2, по которой проходили подсудимые, по признанию работников суда, применялась в судебной практике Казахстана очень редко. Да и шутка ли – “Незаконный сбыт радиоактивных материалов, а равно незаконные приобретение, хранение, транспортировка радиоактивных материалов с целью сбыта”! Ведь радиоактивные изотопы просто так под ногами не валяются. Мировой объем добычи цезия – около 9 тонн в год, а потребность – в восемь раз больше и постоянно растет.
Однако, как следует из материалов уголовного дела, у ведущего инженера обогатительной фабрики доступ к этому редкому элементу был.
– Подсудимый Алданазар имел доступ к приборам, используемым при производстве горных работ и содержащим радиоактивные вещества, – пояснила пресс-секретарь Казыбекбийского районного суда Алия ЖОШЕВА. – Еще в 1991 году он обнаружил у себя в мастерской неучтенную капсулу с радиоактивным изотопом цезий-137 и спрятал.
Почти двадцать лет инженер хранил свою радиоактивную тайну. И лишь в 2013 году решил продать.
– Для этого 19 июня 2013 года Алданазар вынес с работы и передал для дальнейшей реализации своим подельникам свинцовую капсулу с цезием-137. А те увезли ее в Караганду и предложили покупателю, в роли которого выступил сотрудник ДКНБ, за 250 тысяч долларов США.
Из материалов уголовного дела следовало, что Султанов, Омирбеков и Абсадыков были задержаны с поличным, а Алданазар – на своем рабочем месте.
Однако на суде адвокаты подсудимых выразили сомнения в законности предъявленных доказательств и потребовали отправить дело на дополнительное расследование.