Cергей КУЛЬНАЗАРОВ: Безопасность полетов – дорогое удовольствие - Караван
  • $ 488.91
  • 532.62
+12 °C
Алматы
2024 Год
6 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Cергей КУЛЬНАЗАРОВ: Безопасность полетов – дорогое удовольствие

Cергей КУЛЬНАЗАРОВ: Безопасность полетов – дорогое удовольствие

Авиабилеты на внутренние рейсы с 1 января  2016 года могут подорожать на 44 процента – повысить тариф предложила “Казаэронавигация” (КАН), поскольку в следующем году ей предстоит реализовать масштабную инвестиционную программу по замене оборудования для малой авиации в ряде аэропортов страны стоимостью под 70 миллиардов тенге. Авиаперевозчики (особенно крупные) тут же встали на дыбы: сейчас кризис, и после девальвации тенге народ вообще перестанет летать.

  • 23 Октября 2015
  • 9581
Фото - Caravan.kz

У навигаторов два аргумента: тарифы, установленные на внутренние рейсы в 1998 (тоже кризисном, кстати) году, мало того что были понижающими, так их с тех пор ни разу не пересматривали. Кроме того, по итогам этого года КАН светят убытки в 2,6 миллиарда тенге. Так что оброк с подорожавших билетов перевозчиков в 3,7 миллиарда в пользу “Казаэронавигации” хотя бы частично поможет обновить оборудование воздушных гаваней.

Пока конфликтующие стороны (агентство по регулированию естественных монополий выступает тут в качестве модератора) ищут дыры в защите оппонентов, ситуацию согласился прокомментировать бывший глава “Казаэронавигации” Сергей КУЛЬНАЗАРОВ.

– Тарифы на внутренние рейсы всегда были в Казахстане проблемой № 1. Когда в 1998-м грянула первая девальвация тенге, правительство приняло решение применить временный понижающий коэффициент 0,5 на внутренние рейсы – чтобы поддержать отечественных эксплуатантов. И этот понижающий коэффициент применялся – вдумайтесь! – полтора десятка лет. Все эти годы происходило скрытое субсидирование государством частных авиакомпаний. А мы замечали, что билеты на внутренние полеты дешевели? Да нисколько. Имел ли право АРЕМ столько лет удерживать убыточный тариф для госпредприятия? Тем более с введением раздельного учета затрат на регулируемые и нерегулируемые услуги. На каком основании и кто принимает решение утверждать убыточный тариф для госпредприятия?

Это надо спрашивать с руководителей регулирующего органа – АРЕМ.

– Сергей Дабусович, но полеты, скажем, из Алматы в Астану и обратно недешево стоят. Если билеты подорожают – люди пересядут на поезда. И станут меньше летать.

– Нет и еще раз нет! И почему должны подорожать билеты? Хотя они систематически дорожали, несмотря на убыточный тариф навигации.

– На общественных слушаниях в Астане авиаторы упрекали навигаторов в том, что у топ-менеджеров КАН большие зарплаты и бонусы.

– Наши зарплаты (Г-н Кульназаров по привычке до сих пор ассоциирует себя с “Казаэронавигацией”. Все-таки 16 лет там отработал утверждает министерство. Спросите, какие зарплаты и бонусы у топов авиакомпаний! Думаю, повыше, чем у навигаторов. Заработная плата у топ-менеджеров государственных компаний регулируется госорганами, они сами себе устанавливать не могут.

– Но сейчас навигацию упрекают: вся эта модернизация – под старые самолеты типа Ан-2, Ан-24, Ан-26… Завтра-послезавтра этот парк свое отлетает. И?..

– Старые? Но летают же! На смену им придут другие. Малая авиация работает во всех странах мира. Вот вице-президент большой авиакомпании заявил: вы хотите приобрести оборудование для оснащения малых аэропортов и площадок, а мы ими не пользуемся и у нас нет таких типов самолетов. Извините, оснащение техническими средствами для управления воздушным движением и навигацией устанавливают не только на аэродромах, но и вне аэродромов на местных воздушных линиях для полетов в нижнем воздушном пространстве и на международных воздушных трассах. Они определяются на основании технических требований к системам связи, навигации и наблюдения. Именно тактико-технические требования оборудования определяют, какое количество того или иного оборудования необходимо иметь и в какой конфигурации. Мы предлагаем, а комитет гражданской авиации утверждает этот план. И навигаторы не обязаны спрашивать у авиакомпаний, какое оборудование им приобретать. Для этого есть соответствующие госорганы, которые дают экспертную оценку и экономическую целесообразность плана развития.

– Но сейчас кризис, тенге упал. Стоимость услуг аэропортов растет, авиакеросин дорожает. Может, отложить модернизацию на время?

– А подготовка навигаторов за рубежом не дорожает? А оборудование, его обслуживание и ремонт разве дешевеют? Такое оборудование, кстати, в Казахстане не производят. Мы приобретаем его за валюту. Как можно отложить процесс функционирования? Безопасность – дорогое удовольствие.

– Сергей Дабусович, “Казаэронавигацию” еще обвинили, что она наваривалась на депозитах в банке – почти на 400 миллионов тенге.

– А где нам (Опять “нам”! Ну точно человек до сих пор не может распрощаться со своей любовью к профессии.) еще деньги держать? В сейфе директора? Я не собираюсь никого оправдывать или защищать. Я сейчас нейтральный. Но душа болит за навигацию.

– А что вообще должно подлежать модернизации для малой авиации? И когда эта модернизация закончится?

– Отвечаю: модернизация – процесс непрерывный, его нельзя остановить. Каждый прибор, каждая система имеет свой срок годности. Модернизация не может идти отдельно для малой или большой авиации. Кстати, у структуры аэронавигационной системы Казахстана с включением в ее состав метеообеспечения сегодня уникальный состав – именно такой рекомендует ИКАО всем странам.

Справка "Каравана"

До того как возглавить “Казаэроноавигацию”, Сергей Кульназаров после учебы в Академии гражданской авиации (еще в СССР) отработал “11 зимовок” на Крайнем Севере (на полуострове Ямал) в качестве руководителя полетов – замдиректора филиала. Странно, что сегодня такой специалист вдруг оказался в Казахстане невостребованным.

Когда верстался номер

О тарифах в кулуарах

Тарифы "Казаэронавигации" не повысятся. Об этом в Астане в кулуарах конференции по упрощению процедур обслуживания пассажиров в аэропортах сообщил председатель комитета гражданской авиации (КГА) Бекен СЕЙДАХМЕТОВ.

– У нас есть верхнее воздушное пространство, которое обслуживается из четырех центров, здесь высокая доходность. А в зоне 18 аэропортов, где “Казаэронавигация” оказывает услуги, не во всех достаточно большая проходимость воздушных судов. По этой причине во многих аэропортах содержание предприятия в зоне аэродрома убыточное. Поэтому они и подали заявку на повышение. Но комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции принял решение, что повышения тарифов на данный вид услуг пока не будет. Тонкости решения не знаю, но мне сказали, что АРЕМ отклонил, – сказал Бекен Сейдахметов.

Отметим, что решение по заявке “Казаэронавигации” антимонопольный орган должен был принять в ноябре. По крайней мере, об этом было сказано в ходе публичных слушаний по рассмотрению заявки компании. С чем связано досрочное принятие решения, глава КГА не уточнил.

Фото Тахира САСЫКОВА