О повышении цен на автозапчасти и трудностях, с которыми сталкиваются специалисты, занимающиеся ремонтом автомобилей, корреспонденту Caravan.kz рассказал владелец одного из алматинских СТО Денис Бетанов.
— Выросли ли цены на автозапчасти и услуги СТО?
— Цены растут постоянно. Бывает, что на некоторые расходники меняются даже в течение одного дня. С наличием тоже все сложно. Ценники нереально подскочили. К примеру, стоимость новых запчастей подскочила процентов на 15-20. А вот б/у запчасти поднялись в цене в два раза, некоторые даже в три, что также обуславливается все большей их редкостью. По ценам вообще ситуация очень сложная. Стоимость услуг СТО тоже выросла; к примеру, если раньше замена тормозных колодок стоила 1000 тенге, то сейчас она стоит уже 5000 тенге. Это именно из-за возросших цен на расходники, таких как, например, Carb — спрей для очистки карбюратора и других деталей. Если лет 10 назад он стоил 200 тенге, то сейчас он стоит 1000 тенге за небольшой баллончик, и еще неизвестно, насколько вырастет эта цена завтра. Наша СТО отрабатывает повышенную стоимость качеством работы, увы, не все могут этим похвастаться.
— Стали ли сейчас из-за поднятия цен реже обращаться в СТО?
— Нет, меньше обращаться не стали, но акцент по работам несколько сместился в сторону практичности. Сейчас делают только необходимый срочный ремонт. То есть украшательством своего авто практически никто не занимается. Еще момент такой: если раньше ремонт оплачивали, то заранее просто пригоняли автомобиль, платили, к примеру, 300 тысяч тенге и говорили, что, если надо, переведут потом еще, то есть могут доплатить. То сейчас, пригоняя на диагностику машину, клиенты не устают напоминать, что, кроме диагностики, ничего не требуется, а ремонт, если нужен, сделают потом. Каждый третий клиент стремится сэкономить максимально. Не хотят тратить деньги. Цены на услуги СТО тоже выросли.
— Есть ли дефицит запчастей, и, если да, как это можно объяснить?
— Конечно, нехватка есть. Это касается и самих запчастей и расходников. Если раньше я старался выбирать наилучшее среди имеющихся расходных материалов, то сейчас мы вынуждены пользоваться тем, что просто есть в наличии. СТО столкнулись на сегодняшний день сразу и с нехваткой расходники и запчастей и одновременно с их ураганным подорожанием. Поставщики жалуются, что проблемы с доставкой возникают, в том числе и на таможне, где пропускная способность сильно снижена. Причина замедления поставок внятно не объясняется – вот то, что мне говорят мои поставщики.
— Исчезли ли из продажи какие-либо запчасти?
— Да, такие факты есть, но это касается пока только старых запчастей. Некоторые конторы, которые поставляли те или иные запчасти и расходные материалы, закрылись из-за финансовых проблем. Из-за этого некоторые позиции с рынка пропали вовсе.
— С какими еще трудностями столкнулись СТО?
— Сейчас огромная проблема с кадрами. К сожалению, многие опытные механики и специалисты, в поисках более выгодных условий, зачастую меняют годами насиженные места работы на сиюминутные предложения и даже уезжают из Казахстана. Из-за кадрового голода некоторые СТО начинают переманивать работников и, соответственно, их наработанную клиентуру к себе. Однако зачастую смена условий и специфики работы не идет на пользу ни работникам, ни их новым работодателям, негативно сказывается на качестве оказываемых услуг, в итоге СТО может из-за накопившихся проблем закрыться. И все это только часть общей картины. Увы, но сфера автоуслуг сейчас сильно хромает, но остается надеяться на лучшее и двигаться дальше.