Однако, на чьей бы стороне ни была правда, расплачиваться по всем статьям, впрочем, как и всегда, предстоит простому потребителю, сообщает медиа-портал Caravan.kz.
Напомним, внедрение обязательной маркировки товаров в Казахстане началось несколько лет назад в рамках Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС, а также Закона РК «О регулировании торговой деятельности», которые начали действовать весной 2019 года. Обуви данное новшество коснулось 1 ноября 2022 года – после подведения итогов пилотного проекта, когда началось внедрение уникального кода Data Matrix, позволяющего считывать все данные, подтверждающие подлинность продукта, его важные характеристики и соответствие качества корпоративным, национальным или международным стандартам. По словам разработчиков, данная наклейка уникальна – то есть двух единиц товара с одинаковым кодом в мире быть не может, а затраты на каждую пару обуви не достигают даже трех тенге. Зато через систему прослеживаемости потребитель может видеть весь путь товара от производства до его продажи и, сканируя код, получать о нем всю необходимую информацию, проверив его легальность в приложении Naqty Onim. И, если на товаре, подлежащем обязательной маркировке, отсутствует код – товар точно является контрафактом.
Что касается дня сегодняшнего, то бизнесу предоставили возможность распродать немаркированную обувь до апреля 2023 года.
Некоторые участники обувного рынка воспротивились, утверждая, что «маркировка приведет к удорожанию обуви на 30 процентов из-за большого количества дополнительных расходов и высокой стоимости кода». Цены растут, покупатели проходят мимо: казахстанцы рискуют остаться без мяса
В ответ на это премьер-министр РК Алихан Смаилов еще год назад, в феврале 2022 года, заверил, что «маркировка не предусматривает значительных затрат со стороны бизнеса, и ее внедрение не отразится на стоимости обуви».
— Стоимость одного кода маркировки составляет 2,68 тенге, да и оборудование для нанесения кода Data Matrix на обувь существенно дешевле, чем для высокопоточных линий, — заявил он тогда.
С другой стороны, новые процессы, связанные с введением маркировки и прослеживаемости товаров, естественно, потребовали дополнительных затрат, однако в данном случае важно разделять эти затраты с постоянными или переменными затратами, которые несет бизнес.
Тем не менее мнения участников рынка, как и следовало ожидать, разделились.
Одни предприниматели поддержали заявление премьер-министра, занявшись маркировкой обуви, другие продолжают отстаивать свою точку зрения.
Коммерческий директор Nielseniq Казахстан Мадина Сейсенгалиева считает, что «увеличивается стоимость на логистику, увеличивается стоимость сырья, упаковки и т. д. И все это серьезно повлияет на конечную стоимость продукции для покупателя». Затрагивая таким образом самый животрепещущий вопрос в данном нововведении, утверждая при этом, что «накрутки составят от двух тысяч тенге на каждую пару ввозимой обуви, и могут достигнуть 30 процентов от ее общей стоимости».
Кроме того, по словам импортеров, маркировка обуви все равно не сможет препятствовать ввозу контрабандного товара, и, значит, все новшества, связанные с цифровой маркировкой – не более, чем лишние затраты для бизнеса.
Астана