Казахстан стоит на пороге очередного повышения цен на топливо. Государство планирует поднять акциз на бензин всех марок из давальческого сырья — сразу на 133 процента, сообщает Kapital.kz. В случае его одобрения стоимость ГСМ на АЗС страны может значительно подорожать.
Давальческое сырье — это сырье контрагента-партнера, ввозимое в другую страну с целью его переработки в готовую продукцию с последующим вывозом готовой продукции в страну владельца сырья.
Напомним, четвертого сентября текущего года цены на самую популярную марку бензина АИ-92/93 были отправлены «в свободное плавание». С этого времени курс тенге по отношению к доллару упал на 28 процентов. Розница сложилась на уровне 125-130 тенге за литр, притом, что оптовые цены в ноябре по сравнению с октябрем снизились на 4 процента.
Отметим, что основной источник дохода недропользователя – это сама нефть. Что же влияет на нетбэк недропользователя, то есть чистую производственную стоимость?
В первую очередь, влияет мировое падение цен на нефть. В таких условиях некоторые нефтедобывающие страны стараются снизить обороты и поддержать отрасль, или хотя бы «не давить» на нее. В Казахстане пока все происходит с точностью до наоборот.
Второй фактор – это размер ставки экспортной таможенной пошлины (ЭТП). В нашей стране объем производства темных нефтепродуктов превышает внутренний спрос. Ставка ЭТП – 60 долларов за тонну, то есть на уровне «плодородного» для нефтегазового комплекса 2013-го. Однако нефть в мире за это же время подешевела более чем на 60 процентов. Получается, что недропользователи продают его практически с очень низкой маржой. На экспорт светлых нефтепродуктов уже на протяжении пяти лет действует запрет.
Третий фактор – это 10-процентное повышение тарифов на транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам с 1 октября 2015 года. Тариф будет увеличиваться ежегодно до 2019 года.
Теперь нефтегазовый сектор ожидает новое повышение в виде акциза на давальческий бензин. Если следовать законам рынка, то любое изменение в структуре цены отражается на доходах. Поэтому в сложившихся условиях вполне вероятно повышение цен на ГСМ.