Как по маслу
Недавно друг ездил на большой закуп и по его итогам поделился интересным наблюдением: не нашел на прилавках пятилитровые баклажки подсолнечного масла.
– Вместо них теперь – только трехлитровые. Зато ценники остались от пятилитровых.
Подсолнечное масло и впрямь в этом году ставит ценовые рекорды: в конце прошлого года, по данным статистики, оно стоило 432 тенге за литр, к концу ноября года нынешнего – 532 тенге. Что там нарисуют государственные смотрящие за ценами по итогам декабря – неизвестно, но по факту сейчас в магазинах литр рафинированного подсолнечного дешевле, чем за 600 тенге, не купишь.
В ноябре, когда рост цен на масло только начался, чиновники областей, занимающихся выращиванием масличных, оправдывали его по-разному. Кто-то сетовал на неурожай, а кто-то уверял, что слишком много масла утекло на экспорт.
Ощутимо за год взбухли в цене яйца. В прошлом году этот ингредиент новогоднего оливье продавался за 298 тенге/десяток. В конце ноября этого года – уже по 337 тенге. А сейчас в магазинах и подавно дешевле 400 тенге за десяток ничего не найдешь. В Кызылорде и Алматы ценник на самый дешевый белок уже переваливает за 5 сотен тенге.
Производителей, конечно, понять можно: в этом году, помимо прочих катаклизмов, на нас свалился птичий грипп. Под нож пустили почти 900 тысяч кур, что, в общем-то, вроде и немного. Причем за каждую уничтоженную несушку владельцам государство должно было выплатить компенсацию. На нее в бюджете минсельхоза было выделено 390 миллионов тенге. Плюс в конце октября министр сельского хозяйства Сапархан Омаров просил у правительства дополнительные деньги на выплаты. Всё для того, чтобы поддержать бизнесменов в непростой ситуации.
А глава крупной сети птицефабрик Максим БОЖКО нашей газете обещал, что курятина вместе с яйцами дорожать не будет.
– Если курятина будет стоить, как говядина или баранина, то, наверное, мы рискуем остаться без покупателей, – говорил он.
Но – вот удача для птицеводов – говядина и баранина нынче почти по 2 000 тенге за килограмм торгуются, стало быть, окорочка по 1 000 тенге – все равно выгодное для покупателя предложение.
В общем, ценовой паритет соблюден.
Впрочем, дорожали в этом году также:
Крупы. Особенно гречка – на 113 тенге за 11 месяцев, геркулес – на 50 тенге, манка – на 35 тенге. А вот рис, по данным статистики, подешевел на 4 тенге. Пусть небольшая, но все же экономия.
Колбасы: вареная – с 1 855 до 2 006 тенге за килограмм, копченая – с 2 141 тенге до 2 314 тенге.
Любителям селедки под шубой в этом году тоже невесело: основной ингредиент салата подорожал с 945 до 993 тенге. Впрочем, хорошо, что в салат не скумбрия копченая требуется – она выросла в цене за 11 месяцев с 1 647 до 2 242 тенге.
Глядя на эти цены, так и хочется выпить с горя. Но и тут незадача: спиртное от собратьев по супермаркету не отстает. Бюро статистики из всех горячительных традиционно мониторирует цены только на водку, включив ее в основные продовольственные товары. И, по их данным, к ноябрю 2020 года “беленькая” подорожала с 2 918 до 3 159 тенге за литр. Вроде и не особо много, но тоже не разгуляешься уже.
Кабмин на страже
Между тем весь год казахстанские министры и акимы боролись с ростом цен. Началось всё в период весеннего карантина. Когда магазинчики у дома и крупные супермаркеты начали задирать цены на всё подряд, кабмин ввел предельные цены. Правда, только на отдельные товары. Но в оперативном порядке была создана онлайн-платформа, на которой любой недовольный ценниками в магазине мог пожаловаться на нерадивых продавцов.
Сайт действует и сейчас, причем тем, чья жалоба будет правильно оформлена – с приложенным чеком или ценником, государство начисляет 500 тенге на указанную карту.
Искали любителей завышать цены на еду и антимонопольщики. За год они отправили бизнесменам 297 уведомлений о том, что те поступают нехорошо. В отношении 5 производителей и 18 оптовых поставщиков продтоваров назначено 13 расследований на предмет ценового сговора. 5 из них уже завершены, на предпринимателей наложили штрафы на 4,3 миллиона тенге. Кто кого раньше съест: цены чиновников или они их
Производителям зерна и овощей периодически запрещали вывозить продукцию на экспорт.
Но самым масштабным проектом правительства по стабилизации цен на продовольствие должны были стать оптово-распределительные центры (ОРЦ). Их министр торговли и интеграции Бахыт СУЛТАНОВ презентовал весной.
– Задача ОРЦ – предоставлять площади и помещения и оказывать сопутствующие услуги (консалтинг, IT, логистика) по желанию бизнеса. Именно так функционируют ведущие мировые системы, опыт которых мы берем за основу, – рассказывал тогда коллегам Бахыт Турлыханович.
Несколько ОРЦ в регионах уже построены, на их открытиях акимы, как под копирку, рассказывали о том, как все перекупщики теперь самоликвидируются, а цены стабилизируются. Но, видимо, что-то пошло не так, если в начале декабря Бахыт Султанов, рассказывая о ценах на продовольствие, о собственном мегапроекте решил не вспоминать.
По мнению министра торговли и интеграции, цены на еду за 11 месяцев этого года выросли на 9,6 процента. Подвели импортные гречка и сахар, подорожавшие на 33,6 и 34,6 процента соответственно. А также – активно экспортируемые подсолнечное масло и картошка. Эти вообще взбухли на 53,8 и 46,1 процента.
Хорошо, что капуста подешевела почти на четверть и бананы не дорожают – за их счет и создается положительная статистика.
Между тем, как отметил министр, акиматам надо активнее использовать созданные много лет назад стабфонды и механизмы “оборотных средств”.
– За 2 года акиматами на оборотные средства выделено 16,5 миллиарда тенге, из них 40 процентов относятся к г. Алматы. Низкий объем средств выделен в 4 областях. В Восточно-Казахстанской средства на оборотную схему не выделялись вообще. В некоторых регионах в рамках механизма закупаются одни товары, а в последующем цены растут на другие. К примеру, в Северо-Казахстанской области выделено 50 миллионов тенге на закуп риса. Однако цены больше всего выросли на яйца, гречку и сахар, – рассказывал Бахыт Султанов.
Закончил тогда свой спич министр тем, что пообещал снова ввести предельные цены, если не удастся их сдержать мирными средствами.
После того совещания прошло почти 3 недели – цены в преддверии праздников устремились в космос. Но, судя по всему, разбираться министры с ними уже будут после Нового года.
НУР-СУЛТАН