– Выборы в Узбекистане пройдут 29 марта. Как проходит предвыборная гонка? Схожи ли эти процессы в Казахстане и Узбекистане?
– Выборы 2015 года в Узбекистане проходят в плановом режиме. Это первое отличие. Хотя там были определенные юридические коллизии: как и в Казахстане, президентские выборы привязываются к двум событиям – окончанию срока деятельности действующего Президента и дате оглашения результатов парламентских выборов. Второе отличие – кандидат на пост Президента в Узбекистане может быть выдвинут только зарегистрированной политической партией. Сейчас таких партий – четыре. Третье отличие – существенное расширение перечня полномочий и возможностей Нурсултана Назарбаева благодаря статусу Первого Президента Казахстана – лидера нации. В целом же как в Казахстане, так и в Узбекистане победа действующих глав государств не вызывает сомнений.
– Каков прогноз на поствыборный период в Узбекистане?
– Не стоит ожидать каких-либо серьезных трансформаций в Узбекистане. Здесь один из ключевых принципов государственного строительства, обозначенный еще в начале 90-х годов, – “последовательность и поэтапность”. Основные направления преобразований также зафиксированы в госпрограммах и будут реализовываться в соответствии с ними.
– Каково влияние этой страны на процессы в Центральной Азии и на Казахстан в частности? Каковы результаты двусторонних отношений и их перспектива?
– Я – сторонник концепции, согласно которой Центральной Азии как региона не существует. Степень прямого влияния друг на друга стран, относимых к данному региону, – весьма ограниченна. Во всяком случае – в период стабильной обстановки в этих государствах. В ситуации дестабилизации взаимовлияние, естественно, растет, как это было в связи с переворотами в Киргизии в 2005 и 2010 годах и конфликте на юге этой страны в 2010-м. Бесспорно, это не отменяет косвенного воздействия в связи с такими процессами, как, например, взаимодействие в водно-энергетической сфере или трудовая миграция.
Двусторонние отношения между Казахстаном и Узбекистаном вышли на формат ежегодного обмена визитами, а также закрепили важность политического партнерства в формате Договора о стратегическом партнерстве, подписанного в 2013 году. Будет ли переходить это партнерство с политического уровня на технический – вопрос открытый.