Центральноазиатский пирог - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+11 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Центральноазиатский пирог

Центральноазиатский пирог

(Часть вторая)

  • 20 Июля 2005
  • 876
Фото - Caravan.kz

Есть два очевидных факта, которые окажут большое влияние на центральноазиатский регион.
Российские интересы, после того, как американцы более-менее разобрались с талибами, кренятся в сторону физического и морального выдавливания США из региона.
Говорят, «первый блин комом», но Декларацию ШОС никак ни блином, ни комом не назовешь.
Как отметил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, — вместе с наблюдателями из Ирана, Монголии, Пакистана и Индии Шанхайская организация сотрудничества представляет «половину человечества».
Китайские интересы сегодня идут «клюв в клюв» с российскими: американские базы в кыргызском Манасе и узбекском Ханабаде — есть прямая и явная угроза китайской столице, куда современный бомбардировщик может долететь за три часа.
Казахстанский интерес вполне понятен и ясен: Назарбаев хочет стабильности и мира в регионе, чтобы продолжить свой курс экономических реформ и «большого скачка». Уже сегодня видны контуры экономического чуда, которое со временем, быть может, назовут «казахским феноменом».
В июне состоялся брифинг в Министерстве иностранных дел Республики Узбекистан, на котором вице-премьер, шеф этого ведомства Эльер Ганиев заявил журналистам следующее:
— Хочу вас проинформировать, что узбекская сторона в ответ на эти настойчивые требования (о проведении независимого международного расследования событий в Андижанеприм. А.А.) считает, что ОБСЕ далеко не единственная организация, которая заинтересована в обеспечении стабильности в регионе. Если для этого есть необходимость, чтобы объективно оценить ситуацию и проследить за развитием событий, Узбекистан предложил создать рабочую группу из числа представителей аккредитованных в Ташкенте иностранных посольств, например, США, Франции, России и Китая, а также государств, находящихся в непосредственной близости от нашего региона для осуществления мониторинга за проводимыми расследованиями и принимаемыми правительством Узбекистана мерами по стабилизации обстановки в городе Андижане и Андижанской области.
Это заявление главы узбекского МИД было сделано 17 дней после трагической ночи в Андижане, после того, как против Узбекистана ополчились США, НАТО, Евросоюз и ООН, после того, как в телефонном разговоре с генеральным секретарем Кофи Аннаном узбекский президент так и не согласился на международный мониторинг андижанских событий.
А тем временем вокруг базы в Ханабаде происходили весьма примечательные события. По сообщениям газеты «Вашингтон пост», еще 8 июня «официальный представитель министерства обороны США Брайан Уитман сообщил газете, что с 2001 года за использование военной базы Карши-Ханабад США выплатили Узбекистану 15 миллионов долларов».
В официальном заявлении узбекского Министерства иностранных дел никаких ссылок на эти деньги нет. Неувязочка получается. И таких неувязок в узбекско-американских отношениях становится все больше. А за 10 дней до этого в Ташкент прилетели конгрессмены США Джон Маккейн, Линдси Грэхам и Джон Сунуну, заметим, довольно влиятельные народные избранники за океаном.
Как сообщили многие информационные агентства мира «официальные лица в правительстве Узбекистана от встречи с американскими конгрессменами отказались». Видимо, поэтому Маккейн в своих оценках был довольно жесток: «Андижанские события обязательно должны быть расследованы, в частности ОБСЕ, поскольку Узбекистан является членом этой организации. А чтобы остановить кризис и предотвратить повторение насилия, нужно допустить участие в политической жизни светских оппозиционных партий, обеспечить свободу слова и прессы, и создать нормальные условия для развития рыночных отношений в экономике».
Ссора, начавшаяся еще в середине мая, была вынесена на широкую публику.
В практике американской дипломатии подобные шаги никогда не приветствовались. Но что-то заставило администрацию Буша «сжать зубы» и настаивать на своем: без независимого международного анализа андижанских событий говорить о нормализации отношений с Узбекистаном нельзя. Чтобы понять мотивы американцев, необходимо вернуться немного назад.
Так, в середине июня представитель госдепартамента Шон Маккормак заявил, что Вашингтон пересмотрит свою политику в отношении Узбекистана, упомянув возможность дальнейшего сокращения финансовой помощи этой стране.
В то же самое время узбекское руководство вводит ограничения на авиабазе Карши-Ханабад, в результате чего, по сообщениям «Вашингтон пост», «самолеты поисково-спасательной авиации «Геркулес» переведены на авиабазу «Баграм» в Афганистане, а военно-транспортные самолеты садятся на авиабазе «Манас» в Кыргызстане».
Это был адекватный ответ официального Ташкента американцев, мол, говорите, что угодно, а мы будем делать то, что хотим.
Ограничения на полеты введены с середины июня, как об этом сообщили информагентства, однако 15 июня представитель Минобороны США Брайан Уитман официально признал, что и в предшествующие две недели в работе авиабазы возникли «некоторые ограничения». Вполне возможно, что еще с начала июня узбекское руководство приняло принципиальное решение: во что бы то ни стало убрать из Ханабада американцев.
Масла в огонь подлила и госсекретарь США Кондолиза Райс, которая на сессии Межпарламентской ассамблеи ОБСЕ в Вашингтоне 1 июля подвергла узбекское руководство критике за нежелание допустить международных экспертов к расследованию событий в Андижане.
«Правительства некоторых государств-членов ОБСЕ, в частности — Беларуси и Узбекистана — не выполняют взятых на себя обязательств в области соблюдения прав человека, принципов демократии и законности, — заявила она. Они отвергают помощь ОБСЕ, заявляя о невмешательстве в их внутренние дела. Так в свое время действовало и руководство СССР».
Судя по всему, нервозность Вашингтона после андижанского кризиса объясняется, на первый взгляд, просто: быть может впервые в новейшей истории США сказали «нет». Причина даже не в том, что принципами демократии и свободы американцы не поступятся никогда, нет, дело вовсе не в принципах. Скорее вопрос лежит в плоскости капризов, причем чуть ли не детских.
Фактически США прилюдно осмеяли, и продолжают это делать до сих пор. Ладно бы лишь не столь публичный и влиятельный Узбекистан.
Но после заседания ШОС — почти «половина человечества».
Не чересчур ли, для американского-то самолюбия…