Особенно на фоне следующей статистики. Базовых специалистов здравоохранения — участковых терапевтов — в некоторых регионах республики в три-четыре раза меньше, чем требуется.
В Южном Казахстане есть районы, где на 10 тысяч жителей приходится лишь 1 терапевт. Катастрофически их не хватает в Костанайской, Жамбылской областях.
Даже в таком крупном городе, как Алматы, дефицит терапевтов составил 26 процентов от необходимого количества.
Речь на II съезде терапевтов шла о развитии этой службы и постепенном превращении госпитальной терапии во внутреннюю медицину. А цифры, демонстрирующие невиданный «недобор» представителей центральной фигуры здравоохранения, назвал в своем докладе директор Научно-исследовательского института кардиологии и внутренних болезней Ельдос Изатуллаев. Он же рассказал об инициированной его учреждением Концепции развития внутренней медицины. Суть в том, что профессия терапевта становится все более высокотехнологичной и потому требуется переход от госпитальной терапии к внутренней медицине, успешно развивающейся во многих странах.
— В современной терапии при диагностике и лечении используются инвазивные технологии, нехирургические вмешательства с помощью современного оборудования, и потому необходимо менять отношение к базовой специальности здравоохранения, — считает руководитель НИИ. — Пока терапевт остается самой низкооплачиваемой и не престижной профессией. Ему приходится выполнять не свойственные врачу функции, вести массу бюрократической отчетности.
Зал в ответ на эти слова буквально взорвался аплодисментами. Видимо, докладчик задел за самое больное. Дальше последовали предложения о том, как улучшить положение, но сложно было поверить, что они реализуются. Выход из ситуации Ельдос Изатуллаев видит в преодолении психологического фактора, улучшении условий для привлечения молодых специалистов и материальной заинтересованности, предоставлении привлекательного социального пакета. Однако, как известно, правительство даже повышение заработной платы работникам бюджетной сферы переносит на полгода, ожидаемого роста оплаты в январе не произойдет. О каких стимулах можно говорить?
Управленцы здравоохранения надеются, что поможет новая единая национальная система здравоохранения, предполагающая, что «деньги пойдут за пациентом», а это значит, что появится возможность в лучших клиниках поднимать заработную плату медикам. Но пока ее внедрение все еще остается предметом дискуссий. Возражают местные власти, которые лишаются большой части бюджета на стационарную медицинскую помощь.
Что же представляет собой предложенная НИИ концепция? Основная задача врача внутренней медицины должна состоять в том, чтобы собирать информацию и использовать ее по нескольким, принципиально различным специальностям, каждая из которых даже внутри одной профессии врача требует специфических знаний и навыков. Он должен стать высококвалифицированным консультантом, специалистом по внутренней медицине — интернистом, способном объединять разрозненную информацию, интегратором сведений о больном, распределяющим больных по специалистам.
Именно он должен диагностировать на ранней стадии заболевания, заниматься профилактикой, проводить нехирургические вмешательства, инвазивные методы. К примеру, в кардиологии это стентирование, в гастроэнтерологии — клиппирование субкардиального отдела желудка, в ревматологии — внутрисуставные лечебно-диагностические вмешательства. Все это, видимо, снизит число узких специалистов, а саму профессию терапевта поднимет на более высокий технологичный уровень. Словом, говорит руководитель НИИ, внимание такого врача должно быть сфокусировано на искусстве диагностики и госпитальной терапии. В связи с этим в институте предлагают создать центр внутренней медицины. Мировой опыт показывает, что такая головная структура способствует лучшему управлению всей системы и применению в ней самых современных технологий.
Кстати, некоторый мировой опыт участники съезда могли почерпнуть из выступления г-на Енекура, профессора из госпиталя города Нагасаки. Японский ученый и практик рассказал, как работает госпиталь по оказанию первично-санитарной медицинской помощи. Он обслуживает небольшой город Омура (90 тысяч населения) и 12 островов этой префектуры. В госпитале работает более тысячи сотрудников, действуют 25 клинических отделений, в год обслуживается более 10 тысяч человек. Доставка пациентов часто происходит на вертолете, в течение года совершается более 600 вылетов. Время доставки больных занимает пятнадцать или двадцать — максимум! — минут. За два года около трехсот случаев составили вызовы с высоким риском для заболевших. В госпитале применяется система электронных историй болезни, и больные для консультации могут передавать результаты анализов, УЗИ или снимки с помощью телеизображений по электронной почте.
Доктор из Японии признает, что онкологические заболевания остаются самыми распространенными в последнее время, более чем 4 тысячи операций по поводу этих болезней было сделано в его госпитале в прошлом году, и на первом месте стоит рак кишечника и желудка.
А у нас, по данным казахстанских медиков, 50 процентов смертности приходится на сердечно-сосудистые заболевания, а их причины, как известно, могут быть управляемыми — как правильным образом жизни, так и ранней диагностикой. Подходящая к завершению государственная программа развития кардиологической службы, по словам Ельдоса Изатуллаева, помогла несколько снизить заболеваемость и смертность от сердечно-сосудистых болезней.
Теперь терапевты предлагают утвердить специальную программу для больных гепатитами. По данным доктора медицинских наук профессора Александра Нерсесова, заболеваемость гепатитом С в последние годы почти в сто раз выше, чем ВИЧ-инфекцией. Есть большое количество пациентов, которым требуются специфическая терапия, дорогостоящие лекарственные средства. Приблизительное число больных этим видом гепатита — 7 тысяч, и в проекте программы предложено заложить в объем гарантированной государством медпомощи средства на такое лечение. Немало в республике и больных гепатитом В, это сложная инфекция, говорит профессор, если при гепатите С есть четкая картина и одна схема терапии, то при гепатите В пять фаз, лечение подбирается индивидуально и при некоторых формах лучше вообще только наблюдать за течением болезни. Словом, нужна программа, реестр больных, меры профилактики и гарантированное государством лечение.
Немало проблем и с подбором лекарств, доктор Архипов из Московской медицинской академии имени Сеченова рассказал о большом исследовании, проведенном академией по клинической фармакологии. Выяснилось, например, что при лечении бронхиальной астмы во многих регионах России 41 процент больных получают недостаточную дозу необходимых препаратов из-за неправильных назначений участковыми терапевтами. 79 процентов пациентов получили диагноз умеренной астмы, тогда как 44 процента из них нуждались в назначении инвалидности. Ученые также подсчитали, что до 12 процентов бюджетных средств тратится на неэффективные препараты.
А выводы таковы: необходимо улучшать подготовку и переобучение врачей, менеджмент в клиниках и материальное стимулирование самой центральной фигуры медицины.
Где взять на это средства, на съезде умолчали…