Цена газового вопроса - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+11 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Цена газового вопроса

Цена газового вопроса

Взаимоотношения между Узбекистаном и "Газпромом" в газовой сфере не ограничиваются разведкой и, возможно, освоением новых месторождений на Устюрте. Вопрос лежит в иной плоскости.

  • 14 Июля 2006
  • 1645
Фото - Caravan.kz

«Газпрому» через свои инвестиции важно создать ситуацию, когда Узбекистан будет зависеть от технологий российского газового монополиста.
Данная зависимость вкупе с получением доступа к магистральным газопроводам «Средняя Азия-Центр» и «Бухара-Урал» создадут схему, благодаря которой Россия (что в данном контексте тождественно «Газпрому»прим. А.А.) сможет в реальности воплотить свои энергетические амбиции. Амбиции, которые могут превратиться во что-то реальное и осязаемое.
Правда, Узбекистан в планах «Газпрома» лишь звено одной длинной цепи, куда также входят Турменистан и Казахстан. Но именно это звено на сегодняшний день стало самым дорогим ожерельем на шее Алексея Миллера. Речь идет о полуторамиллиардных инвестициях «Газпрома» в Устюрт.
Часть третья
Как сообщило 25 января 2006 года информационное агентство «Регнум»: «Газпром в 2006 году будет покупать газ у Узбекистана по 60 долларов за 1 тыс. куб. м против 42 долларов за 1 тыс. куб. м в 2005 году. Ставка транзита газа по территории Узбекистана составит 1,1 доллара за 1 тыс. куб. м на 100 км».
В то время, как президент Турменистана Сапармурад Ниязов собирается повысить цену газа до 100 долларов за тысячу кубов, узбекский лидер обязан весь текущий год экспортировать газ по 60 долларов. Как говорится, уговор дороже денег. Дело даже не в том, что Казахстан тот же газ реализует России по 140 долларов за тысячу кубов. Объемы запасов природного газа в Казахстане несопоставимы ни с туркменскими, ни с узбекскими. И цена, скорее всего, назначена исходя из значимости для России казахстанского газового рынка. Дело в другом: Россия, а теперь и Украина не собираются идти на уступки Туркменбаши. Прецедент пересмотра цен на газ может вызвать цепную реакцию по всей цепи. Узбекистан и Казахстан, в случае победы Турменбаши в вопросе повышения цены за газ, могут потребовать пересмотра тарифов, исходя из изменения конъюнктуры на газовом рынке.
На этом рынке неплохо устроился и швейцарский трейдер «Росукрэнерго», ставший посредником между «Газпромом» и украинской компанией «Нафтогаз Украины» и поставляющий узбекско-туркменский газ Украине по 95 долларов за тысячу кубов.
Эта схема, как говорилось выше, была создана для того, чтобы не подставлять под удар «Газпром». Последний предоставляет лишь свою газотранспортную сеть, тогда как реальным поставщиком газа в Украину является «Росукрэнерго».
Миллеру никогда не поздно, в случае чего, свалить всю ответственность за поставки на швейцарского трейдера. Мол, «Газпром» и не собирается закрывать трубу, просто «Росукрэнерго» не может обеспечить цену газа в 95 долларов за тысячу кубов.
Кстати, «Росукрэнерго» за поставки 9 миллиардов кубов узбекского газа в Украину даже за вычетом расходов на транспортировку по территории Казахстана и России, получит чистую прибыль в размере около 20 долларов с каждой тысячи кубов. В общей сложности, 180 миллионов долларов.
Если к этой сумме добавить прибыль от поставок туркменского газа, то получится довольно неплохой куш лишь за функции посредника.
Между тем неплохие темпы вхождения на узбекский газовый рынок демонстрирует российская компания «ЛУКОЙЛ». С сентября 2005 года Международный консорциум инвесторов в составе НХК «Узбекнефтегаз», «ЛУКОЙЛ Оверсиз», малайзийской Petronas Carigali Overseas, корейской Korea National Oil Corporation (KNOC) и китайской CNPC International Ltd заключили предварительное соглашение о совместной разведке и разработке газа и газоконденсата в секторе высыхающего Аральского моря. Оценочные запасы данного участка — более 1 триллиона кубометров природного газа.
С 15 мая 2006 года в указанном районе начались работы по поиску углеводородов, а инвестиции в разведку составят около 280 миллионов долларов в течение нескольких лет. На первом этапе намечено провести сейсморазведочные работы стоимостью около 80 миллионов долларов. На втором этапе предусмотрено бурение поисковых скважин на выявленных структурах, что потребует еще не менее 200 миллионов долларов. На третьем этапе, сроки которого еще не определены, начнется разработка самих месторождений.
Казалось бы, российской монополии на энергетическом рынке сырья Узбекистана, ничто не угрожает. Ключевые месторождения поделены «Газпромом» и «ЛУКОЙЛом». Однако ситуация не столь однозначна.
28 марта начался официальный визит узбекского президента в Республику Корея. И именно в ходе данного визита между южнокорейскими компаниями и «Узбекнефтегазом» подписан меморандум о взаимопонимании и участии в разведке и освоении месторождений нефти и природного газа в Узбекистане.
Согласно документу, Сеулу предоставлены эксклюзивные права на поиск и эксплуатацию одного нефтяного и двух газовых месторождений. Корейская национальная нефтяная корпорация и корпорация «Кориа газ» проведут пробное бурение в районах Чуст-Пап и Наманган-Терачи. По оценкам экспертов, запасы нефти в указанных регионах составляют 820 миллионов баррелей. А поиск газа начнется в районах Сургиль и Узункой.
Присутствие на рынке энергоносителей Узбекистана двух мощных российских компаний, естественно, ничего кроме монополии на узбекские ресурсы дать не могло. Разрешение для корейцев на освоение вышеупомянутых мест — очередная попытка узбекских властей избежать монополизации рынка газа российскими инвесторами. Но одно дело — зоны старого освоения, куда входят Чуст-Пап и Наманган-Терачи и другое — Устюрт, где много риска, но возможны хорошие объемы добычи.
10 апреля 2006 года состоялась рабочая встреча председателя правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера и первого заместителя председателя правления-главного менеджера национальной холдинговой компании «Узбекнефтегаз» Шавката Мажитова.
Как передали российские СМИ, «стороны обсудили вопросы реализации Соглашения по СРП месторождений Урга, Куаныш и Акчалакской группы Устюрта и Соглашения об основных принципах проведения геологического изучения недр инвестиционных блоков Устюрта».
Как бы то ни было, но именно у Узбекистана «Газпром» захотел закупить в 2006 году 9 миллиардов кубометров газа по цене 60 долларов за тысячу кубов. Мажитов еще раз подтвердил, что Узбекистан намерен выполнить обещанное.
В данной связи интересно рассмотреть структуру потребления газа Узбекистаном. Всего эта центральноазиатская страна добывает около 60 миллиардов кубов газа ежегодно, из которых 9 миллиардов обещаны «Газпрому», а еще 5 миллиардов импортируют соседи — Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.
Остается около 46 миллиардов кубов, которые потребляются внутри страны. И потому не зря называют узбекскую экономику одной из самых энергоемких в Центральной Азии. Сейчас остро стоит вопрос энергосбережения на промышленных объектах, в сфере городской и сельской инфраструктуры, однако позитивных перемен пока не видно.
Остается наращивать производство природного газа, суммарные запасы которого в Узбекистане составляют 6,25 триллиона кубов. Но любые природные ресурсы не могут быть бесконечными, и может наступить момент, когда наращивать объемы добычи будет не с чего.
Проекты «Газпрома» и «ЛУКОЙЛА» преследуют цель еще большей интенсификации добывающего потенциала Узбекистана. По разным оценкам, запасов газа может хватить на 30-35 лет при пессимистическом прогнозе, на 50 — при оптимистическом.
Значит, к тому времени, когда обе российские компании закончат свои проекты в этой стране, Узбекистан может остаться «у разбитого корыта».
Стоит говорить, чем данная перспектива грозит узбекской экономике?

Коллаж с сайта http://www.gazeta.ru/