Статистика таких нюансов не ведает. Может быть, мужчины сами находятся в крайне бедственном положении — эта точка зрения становится все более популярной в нашем обществе в связи с разнообразными финансовыми перебоями в той или иной сфере.
Но, судя по всему, с голоду должники не пухнут — за месяц судоисполнители установили место работы почти 4000 граждан, уклоняющихся от участия в содержании своих детей. Обидно становится за всю мужскую братию в целом, особенно, если вспомнить, что слово «алименты» произошло от латинского alimentum, что означает «пища, пропитание».
Стало быть, если провести грубую, но вполне прямую параллель, получается: не платишь положенные законом проценты — не желаешь кормить свое же собственное семя? Тебе все равно, каким оно вырастет, недополучив энное количество витаминов?
«Улов» тридцатидневной кампании — конечно, капля в море. Удалось «вычислить» местонахождение 349 неплательщиков алиментов. Еще 913 — злостных, многолетних — объявлены в розыск. Меж тем в 2006 году от уплаты алиментов в стране уклонялись 60 тысяч человек, в 2007 — уже 100 тысяч. Видимо, итоги этого года будут еще выше — тенденция, однако. Насколько данные точны, сказать трудно. Впрочем, вряд ли они уж очень завышены.
Дело в том, что отнюдь не все разведенные или родившие ребенка вне брака женщины (а 90 процентов неполных семей — материнские) требуют от отцов помощи в официальном порядке. Отсюда и приблизительность числа мужчин, уклоняющихся от своих обязанностей. Судя по многочисленным исследованиям, супругов, сохранивших хорошие отношения и решающих материальные проблемы действительно полюбовно, не так уж много.
Большинство оставшихся в одиночестве матерей либо боятся, что, подав иск, потеряют даже ту небольшую помощь, которую бывшие мужья оказывают от случая к случаю добровольно, либо считают обращение в суд унижением — обеспечу сама.
Очевидно, что таким мамам необходима помощь — во-первых, бесплатные консультации опытных юристов, во-вторых, мощная психологическая поддержка. Ведь в одиночку, да еще имея не «боевой», не напористый характер, очень непросто восстановить душевное равновесие и справиться с ситуацией. В аргументах юристов и социологов, уговаривающих женщин не страшиться суда, действительно есть рациональное зерно. Отбросим бывших супругов, достойно содержащих своих детей и после развода — не о них речь. А вот как быть, если в этом месяце принес оговоренную сумму, а в следующем забыл, прогулял на дорогом курорте, пропил? Если купил очередной автомобиль и предлагает подождать год, пока выплатит кредит? Терпеть, несмотря на то, что сама втискиваешься с больным ребенком на руках в переполненный автобус, поскольку на такси до поликлиники денег нет? Умолять, стыдить?
Зарабатывать больше самой? Этот способ выхода из ситуации сегодня выбирают многие женщины, поскольку он позволяет не унижаться. Однако он же лишает дитя не только папиной помощи, но и маминого внимания. Ведь если работать по двенадцать часов в сутки, без выходных и отпусков, на чтение сказки на ночь не останется ни сил, ни времени. Оценит ли воспитанный няней или, того хуже, улицей сын такие героические усилия, будет гордиться своей «гордой» мамой или упрекнет? Какой окажется судьба дочери, выросшей у такой сильной женщины? Слишком много вопросов…
В апреле в российской думе рассматривался вопрос о том, чтобы вменить в обязанность органам опеки и попечительства предъявлять иск о взыскании алиментов в случае, если родитель, с которым проживает ребенок, не обращается с соответствующим требованием в суд. Здесь должен вступить в силу и закон, согласно которому дети алиментщиков-уклонистов могут получать государственное пособие. В ближайшее время появится государственный алиментный фонд. «Бывшие семьи неплательщиков алиментов не могут получать никаких средств до тех пор, пока должник не будет найден и с него не взыщут долг. Поэтому сейчас активно обсуждается создание государственного алиментного фонда», — говорится в сообщении пресс-службы управления федеральной службы судебных приставов по Московской области. Если фонд будет создан, женщины автоматически будут получать алименты от государства по решению суда, а дело приставов — разыскать неплательщика и заставить его вернуть уплаченное фондом. «В этом случае алиментщик будет должен государству. А с ним шутки плохи», — отмечает управление.
Кроме того, у наших соседей уже действует новый закон «Об исполнительном производстве», который существенно расширил полномочия судебных приставов. Теперь все дела, связанные с задолженностями и неуплатой алиментов, перейдут для расследования и дознания от органов внутренних дел к федеральной службе судебных приставов. И именно приставы будут искать нерадивых отцов и то, что можно у них забрать в пользу родных детей. Правда, после замороченных подсчетов процентов и прожиточных минимумов сумма зачастую выходит весьма неказистой, но все же на «молочишко» уже хватит.
Казахстанские юристы оценили этот опыт и даже обращались в отечественное правительство с предложением ввести подобную практику и у нас. Но поддержки инициатива не встретила — нет у государства таких средств, чтобы помимо сирот круглых и сирот при живых родителях еще и детей несознательных папаш содержать. А что, если заставлять их силком? Для этого судоисполнителям нужна, прежде всего, точная информация о доходах должника и месте его работы. По крайней мере, данные об основной заработной плате имеются в пенсионных фондах. Но действующий закон о пенсионном обеспечении запрещает судебным исполнителям доступ к базе данных по пенсионным отчислениям. В республиканском комитете по судебному администрированию считают этот запрет законодательным пробелом. Если бы его устранить, многие одинокие мамы вздохнули бы чуток полегче. Но, как известно, нашу бюрократическую машину раскачать крайне сложно. Да и тех, кто получают львиную долю зарплаты «в конверте», у нас хватает.
Естественно, было бы неверно рисовать картину под названием «Алименты» только черными и белыми красками: голодающая женщина с младенцем на руках и богатый негодяй, заявляющий, что не собирается швырять деньги в никуда, просто так. Жизнь полна куда более драматичными нюансами. Это и глубоко пьющие семьи — как до развода, так и после, с кучей детей неизвестно от кого. Женщины, которые не могут найти работу вообще…Мужчины, подкупающие экспертов, лишь бы доказать, что сын иди дочь — «не его». Оформляющие все имущество на новую жену и предстающие перед судебными исполнителями буквально в рваной рубахе — лишь бы ничего нельзя было взыскать судебным порядком. Сколько разводов — столько индивидуальных проблем.
Но все же факт остается фактом — недобросовестных мужчин, отлынивающих от своих материальных обязанностей, становится все больше. Общество по-разному относится к ним. Кто-то считает, что можно посочувствовать тем из них, кто сам испытывает затруднения — к примеру, из-за форс-мажоров в строительстве. Кто-то уверен, что настоящий мужик всегда при желании найдет способ помогать своему ребенку — ведь жену назвать бывшей можно, а бывших детей не бывает…
«Да, конечно, все мужчины разные. Только почему-то по-настоящему надежных мало, это правда, ребята, и не обижайтесь. Я пока жила с мужем, вроде и ребенок нужен ему был, как разошлись — забыл сразу. Мерзко так было. Приходил к нам, по идее, должен был с дитем общаться, а он ко мне лезет. О дочери не вспоминает даже. Потом женился. Потом спился. Потом развелся. Ни о каких алиментах речи не было, он на одном рабочем месте не сидел больше 2 месяцев. Мне надоело искать его, решила, что буду на себя рассчитывать. Когда сама работаешь, это надежнее, чем «побираться» его алиментами.
А потом наш папа вообще сбомжевался. Мы долго его найти не могли, когда нужно было получить разрешение на обмен квартиры. Я купила ее, когда мы уже не жили вместе, а все равно его согласие было нужно. Он свое «добро» на несколько бутылок водки поменял. Тогда я и подумала, что лучше уж лишить его родительских прав, чем вот так искать по помойкам. Тем более, что дочь подросла, встал вопрос — где будет учиться? Вдруг надо будет поехать за границу, где мы его искать будем, чтобы разрешение взять? А без этой бумажки от папаши за рубеж ребенка не выпустят. Так что мы быстро лишили своего родителя родительских прав и не жалеем. Конечно, дочь было страшно жалко. Получилось, что я безотцовщиной ее своими руками сделала. Но ведь что «никакой» папаша, что никакого — в данном случае это одинаково. А проблем у нас стало чуть меньше». Это написала на одном из форумов, где народ обсуждал тему алиментов, некая алматинка, не назвавшая своего имени. Сказано выстраданно, решительно и очень искренне. Такого не выдумаешь, поэтому я взял на себя смелость процитировать этот анонимный монолог. Вот вам и еще одна история, в которой женщина решила рассчитывать только на себя.
Хозяйка одной из пиццерий в США стала выставлять на столике фотографии родителей, уклоняющихся от помощи своим детям, благодаря чему многие «бегуны» были опознаны и пойманы. В Калининградской области моряков, не выплачивающих алименты, перестали пускать в загранплавание, в некоторых российских регионах должникам начали отказывать в выдаче загранпаспортов и даже подключили к их розыску ГИБДД.
Может быть, и нам пойти по такому пути? Позорить тех, кто забыл о своих обязанностях? Или все-таки требовать, чтобы алименты платило государство? Лично мне этот вариант нравится больше всего. Потому что сразу отпадает и проблема унижения матери ребенка перед бывшим супругом, и проблема розыска должника.
Способ выбить свои деньги государство найдет.
Фото с сайта www.ogoniok.com