Недавно в СМИ появилась новость о том, что пилот одной из казахстанских авиакомпаний был снят с рейса. А в последствии и вовсе уволен из-за того, что у него в крови был найден алкоголь.
И это далеко не единичный случай в нашей стране за последнее время: летчики отечественных авиакомпаний были сняты с рейсов, уволены или даже вовсе арестованы из-за того, что находились в состоянии алкогольного опьянения. Или же были пойманы за хранение наркотиков.
В связи с этим корреспондент редакции медиа-портала Caravan.kz поговорил с бывшим пилотом и специалистом по авиации Макашем АБИШЕВЫМ. Он рассказал, почему встречаются пьяные пилоты и как они обходят медицинские проверки.
— Бывали у вас случаи, когда ваших коллег не допускали на рейс из-за алкоголя в крови?
— Бывали, это единичные случаи. В основном это происходило после сильного похмелья.
— Вы хотите сказать, что во времена вашей практики никто не садился за штурвал выпившим?
— Ни в коем случае, потому что за час до вылета весь экипаж проходит медицинскую проверку. Если обнаружили, что пилот выпивший, его тут же отстраняют от рейса. Не знаю точно, как сейчас, но в советское время за это лишали пенсии.
— А сейчас? Неужели все сильно поменялось и теперь пьяный пилот уже не редкость?
— Возможно и такое. Сейчас же все решают деньги. Авиакомпании стараются экономить чуть ли не на всем. Платят всем меньше, поэтому такие летчики и берутся. Но пьяный пилот за штурвалом – это самоубийца.
— Возможно так, что летчик даст взятку врачу, дабы он прошел медицинскую проверку или просто купит необходимую справку?
— Не исключено. За рубежом медицинскую проверку вообще далеко не всегда проходят – это обычная практика. У них другой менталитет. В нашей стране, особенно среди русскоязычных, водка – национальный напиток, а на западе к спиртному так не относятся.
— Где больше нарушений в частных или в государственных авиакомпаниях?
— В государственных. В частной авиакомпании, если тебя один раз поймают, то больше никогда не примут. А в государственной и обратно могут принять, и снова выгнать и так далее.
— Если пилота поймали нетрезвым до вылета, какое наказание его ждет?
— Прежде всего его отстраняют от полета и ждут, когда прибудет резервный экипаж. После этого руководство оценивает ситуацию и уже решает, что будет с этим горе-пилотом. Его могут либо просто уволить, либо заставить платить штраф, либо перевести на работу диспетчером. Но водить самолет он уже никогда не будет.
— Как долго приходится ждать второй экипаж?
— Не особо долго, обычно, в таком случае, рейс задерживают на 1-2 часа.
— На ваш взгляд, как нужно бороться с пьянством среди летчиков?
— Менталитет наш надо менять, чтоб мышление людей поменялось. По-другому, мне кажется, не получится.