Бюджет-2017: у правительства нет четкого плана развития страны - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Бюджет-2017: у правительства нет четкого плана развития страны

Бюджет-2017: у правительства нет четкого плана развития страны

Бюджет Казахстана на 2017 год, прошедший через парламент, не сильно изменился от своего проекта.

  • 26 Декабря 2016
  • 1621
Фото - Caravan.kz

Главная надежда все равно остается на Национальный фонд.

Доходы

Доходы запланированы в 7 триллионов 896,6 миллиарда тенге. От своего проекта сумма доходов сократилась на 3 миллиарда. Для страны это настолько мизерная сумма, что можно считать, что сокращений не было. Даже несмотря на все недовольство депутатов и обещания правительства.

Итак, больше половины всей суммы – 4 триллиона 221 миллиард тенге – бюджет получит в виде налогов. Еще 114 миллиардов придут как неналоговые поступления. От приватизации должно поступить 3 миллиарда 440 миллионов тенге.

Основные деньги в бюджет должны поступить от двух налогов – подоходного корпоративного и НДС. Первый дает 34 процента всех налогов. Второй – 38. Что в сумме составит 3 триллиона тенге.

Неналоговые поступления – также небольшие. Всего 1,4 процента дохода – 113,7 миллиарда тенге.

Совсем немного – 237 миллиардов – в республиканский бюджет передадут самые богатые регионы страны. Эти излишки правительство перераспределяет между другими областями. Больше всего должны отдать Атырауская область (93 миллиарда тенге) и Алматы (95 миллиардов). Чуть меньше – Мангистауская область (29 миллиардов) и Астана (19,5 миллиарда).

В сумме все эти деньги дадут 4,3 триллиона тенге. Или 55 процентов от всей доходной части бюджета.

Остальные 45 процентов – это 3,5 триллиона тенге – придут в бюджет ежегодным трансфертом из Национального фонда. Фактически это дефицит, который покрывается за счет нефтяных доходов страны. Если темпы изъятия денег из Нацфонда не снизятся, то эту копилку мы проедим за 2–3 года.

Дефицит бюджета запланирован в 578 миллиардов тенге, или 1,2 процента к валовому внутреннему продукту страны. Или 7 процентов от республиканского бюджета. Бюджет-2017: деньги есть, но вы держитесь

Расходы

После парламентских чтений бюджет страны сократили. В проекте расходы составляли 8 триллионов 564 миллиарда тенге. В итоговом документе – 8 триллионов 208 миллиардов. Это меньше на 356 миллиардов, или на 4 процента.

Прогресс большой. Из-за этого разница между доходами и расходами упала почти в 2 раза: было 664,5 миллиарда тенге, стало – 356 миллиардов. Именно благодаря этому сократился и дефицит. А значит, будет выпущено меньше пустых, необеспеченных денег, что даст меньше материала для роста инфляции.

Главное изменение – рост трансфертов из республиканского в областные бюджеты. В проекте документа на помощь акиматам предусматривался 1 триллион 483 миллиарда тенге. В итоговом документе эта сумма увеличилась на 5 миллиардов тенге. В результате доля помощи в затратной части увеличилась до 18 процентов.

Главные получатели субвенций: Южно-Казахстанская область – 369 миллиардов тенге, Восточно-Казахстанская – 154 миллиарда, Алматинская – 149 миллиардов, Жамбылская – 149 миллиардов, Кызылординская – 131 миллиард.

С другой стороны, это и самые населенные регионы Казахстана. В пересчете на одного жителя помощь выглядит не такой большой. Но здесь стоит отметить Кызылординскую область – нефтедобывающий регион с небольшим населением.

Главная статья расходов, по которой сократили финансирование в будущем году, – это резерв правительства. Планировалось оставить 166 миллиардов тенге, запрос сократили до 114 миллиардов. По правилам деньги резервного фонда используются для ликвидации ЧС, экстренного погашения долгов РК и финансирования областей и городов.

В этом году деньги фонда использовались для стимулирования экономики и внутреннего спроса. 30 миллиардов тенге были переданы областям для финансирования программы “ДКЗ-2020” на ремонт объектов ЖКХ, инфраструктуры и благоустройство в селах и городах районного значения, 23,9 миллиарда – на подведение инфраструктуры для развития индивидуального жилищного строительства. Еще 1,1 миллиарда – на развитие инфраструктуры в селах, 20 миллиардов – подключение сел к Интернету. В будущем году таких денег у правительства будет меньше. Так что не дай бог что случится…

Остальные статьи расходов принципиально не изменились.

Пенсионный маневр

15 декабря на торжественном собрании, посвященном 25-летию независимости Казахстана, Президент Н. А. НАЗАРБАЕВ поручил правительству увеличить пенсии и пособия по рождению детей.

– Я поручаю правительству в следующем году повысить размеры пенсий на 20 процентов по сравнению с 2016 годом. Это повышение охватит 2 миллиона 200 тысяч казахстанцев. Также поручаю 1 июля 2017 года увеличить размер единовременного государственного пособия в связи с рождением ребенка на 20 процентов, – сказал глава государства.

И сразу после этого министр здравоохранения и социального развития Тамара ДУЙСЕНОВА заверила, что пенсии будут повышены. Но в два этапа.

– С 1 января на 9 процентов мы уже повышаем. С 1 июля будет повышение еще на 11 процентов. В целом по году будет 20 процентов, – сказала министр в кулуарах правительства. – По пособиям на рождение ребенка мы с 1 января уже поднимаем на 7 процентов, а с 1 июля – на 13 процентов. В целом будет 20 процентов, это по солидарной трудовой пенсии. По базовой пенсии, вы знаете, что мы с 1 июля 2018 года меняем полностью механизм ее назначения в зависимости от прожиточного минимума и стажа работы.

В бюджете-2017 увеличение пенсий уже было предусмотрено. В статье № 8. Именно на 9 процентов, о которых говорила Тамара Дуйсенова, и с 1 января 2017 года. Но глава государства поручил увеличить выплаты еще больше – на 20 процентов. Такое резкое изменение министерство ЗиСР выполнить сразу не может. Поэтому отложить увеличение – логично. Экономия бюджета за полгода – почти 5 процентов от всех выплат. Для одного человека деньги, может быть, и небольшие, но в пересчете на 2 миллиона пенсионеров сумма набегает на сотни миллиардов.

Итог

Бюджет страны наши депутаты корректировали исходя из собственных вкусов и пристрастий. Ни одна государственная программа не изменила главный финансовый документ. Все основные расходы и доходы остались прежними. А некоторые статьи даже увеличились. Наши депутаты лишь подтвердили, что у правительства нет четкого и внятного плана развития страны. Министерства экономики и финансов видят лишь фискальные способы пополнения бюджета. Через новые налоги. Но главная надежда – на стабилизацию цен на нефть. Тем более этим занимается наш стратегический союзник.

Алматы