Доходы
Они запланированы в 7 триллионов 899 миллиардов тенге. Причем только половина из этой суммы будет получена за счет налогов. Другую половину – 45 процентов – минфин намерен получить за счет трансфертов. Иначе говоря, из Национального фонда – 3,3 триллиона тенге. Правительство не желает слезать с нефтяной иглы.
Еще 240 миллиардов заберут из местных бюджетов – Мангистауской и Атырауской областей, городов Алматы и Астаны. Их вклад в республиканский бюджет небольшой – всего 3 процента. Остальные 12 областей не могут обеспечить себя сами. А на выравнивание доходов по регионам тратятся довольно внушительные деньги.
Главные кормильцы бюджета – корпоративный подоходный налог и НДС. Вместе они дают 20 и 18 процентов поступлений соответственно. Очень мало! В странах ОЭСР доля корпоративного налога в бюджетах плавает от 25 до 35 процентов. У нас это сделать невозможно, так как шкала налога плоская – 20 процентов. Поступления от этого вида налогов могут быть увеличены, если шкала будет прогрессивной – минимум для тех, кто зарабатывает мало, и максимум – для богачей.
Еще 11,6 процента дадут поступления от международной торговли и внешних операций. Поразительно мало, учитывая размах внешней торговли Казахстана, объем экспорта природных ресурсов страны и ввоз половины от всех товаров народного потребления и продуктов питания.
Еще больше удивляет сумма акцизов – 74 миллиарда тенге. Это меньше 1 процента от бюджета страны. Акцизы в Казахстане взимаются с алкоголя, табачных изделий, икры, золота и серебра, ГСМ, легковых автомобилей, с игорного бизнеса и организаторов лотерей. Обороты в этих сферах огромны. Эти виды бизнеса самые рентабельные в стране. Налоговые службы очень серьезно мониторят уплату акцизов. Но, как оказывается на практике, не все так просто. Где-то мимо них, видимо, деньги проходят. Далеко нам до Монако и Макао.
Расходы
Они запланированы в 8 триллионов 564 миллиарда тенге. Разница между доходами и расходами бюджета – 664,5 миллиарда тенге. Или 7,76 процента. Обычно министры указывают дефицит бюджета исходя из валового внутреннего продукта (ВВП). Поэтому дефицит не кажется таким большим.
Главное изменение бюджета-2017 – огромный рост трансфертов из республиканского бюджета в областные. Если в 2016 году на выравнивание доходов по регионам была выделена ровно десятая часть всего бюджета, то в будущем – уже 17,3 процента. Всего в области направят 1,5 триллиона тенге.
Иначе говоря, если раньше регионы страны могли себя содержать только отчасти и им нужна была небольшая помощь из центра, то после девальвации у акимов областей денег просто нет. Формально это признание кризиса в стране. И в экономической политике правительства. Кроме того, надо бы разобрать работу каждого акима: насколько он помогал развитию подотчетного ему региона. Или, наоборот, мешал этому.
Второе заметное изменение – рост расходов на социальную помощь и социальное обеспечение. В уточненном бюджете 2016 года на это было выделено 22,3 процента всех средств. В проекте бюджета 2017 года – 24,3. Рост в 2 процента, или 155 миллиардов тенге, – очень большой показатель. На фоне постоянных жалоб минфина на нехватку денег это выглядит странно. Но, вспоминая операции с активами ЕНПФ, создается впечатление, что через эту статью расходов минфин закрывает свои ошибки. Это, кстати, подтверждает и депутат мажилиса Айкын КОНУРОВ. По его словам, “министерства в новом бюджете закрыли свои огрехи”.
И третье изменение – правительство будет экономить на образовании. Денег на обучение выделено меньше и в процентах, и в тенге, чем в 2016 году. В сравнении с бюджетом этого года расходы будут сокращены практически по всем статьям, кроме учебных заведений министерства обороны РК. Минфин не пощадил даже Назарбаев Университет – целевой вклад канцелярии премьер-министра в этот вуз сокращен почти в 2 раза – с 1,1 миллиарда до 687 миллионов тенге. В результате общие расходы на образование составят 435 миллиардов тенге.
Но самая печальная картина расписана в расходах на различные отрасли экономики. Без учета транспорта и коммуникаций расходы бюджета составляют всего 4,5 процента. Это всего 628 миллиардов тенге. Сюда входят расходы на ЖКХ, культуру, спорт, туризм, топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство, экологию, промышленность и градостроительство. Иначе говоря, мы просто проедаем то, что у нас есть.
Итого
По структуре документа видно, что у нашего правительства пока нет четкого и внятного плана развития страны. Ни на три года (бюджет РК планируется на три года вперед. – Прим. авт.), ни на 5 лет, как это заявлено в программе ФИИР. Главный источник пополнения бюджета – Национальный фонд. Но никак не бизнес, перерабатывающая промышленность, услуги и АПК. Чтобы развивать эти сферы, нужно вкладывать в них деньги. Причем только государство на развитие несырьевого сектора может дать дешевые и длинные кредиты. Откуда взять на это деньги? Наша экономика может дать их.
По прогнозу министра национальной экономики Куандыка БИШИМБАЕВА, ВВП РК в 2016 году вырастет на 1 процент. В 2017 году рост должен составить уже 1,9 процента. ВВП РК должен быть на уровне 41,9 триллиона тенге. Соответственно доля бюджета в ВВП составляет всего 20,5 процента. Обычный уровень налоговой нагрузки экономики для европейских стран – от 35 до 50 процентов. По данным МВФ, доля государственных расходов в ВВП должна быть около 37 процентов. Тогда средства национальной экономики перераспределяются более справедливо. Так что у нас есть все возможности для повышения налоговой нагрузки. Другое дело – согласятся ли с этим наши олигархи.
Нельзя также сказать, что бюджет социальный. Несмотря на то что на эту статью расходов запланировано отдать четверть бюджета, социальным обычно считается бюджет, где на помощь бедным выделяется 40–50 процентов всех расходов. Опять же на примере стран Европы.
Алматы