При этом эксперты оценивали вероятность возвращения человека из космоса живым в 40-70 процентов.
«Быть первым» — так режиссёр Юрий Сальников назвал свой документальный фильм. Он посвятил его не официальному символу советской космонавтики, а Гагарину-человеку. В основу ленты легли письма первого космонавта родным. На премьере в Центральном Доме кинематографистов побывали «Новости культуры».
Проверка вестибулярного аппарата или другая – на свободное падение – могли стоить Гагарину жизни. Впрочем, как и любому космонавту из первой легендарной команды. Но в письмах жене – об опасностях ни слова, только радость предстоящего полёта.
Мечтал он о многом. Самая заветная его мечта была как можно больше летать. Только в день полёта космонавт признается близким. «Он им писал: «Всё может произойти. Я же могу погибнуть. Я верю в технику, но идёт человек по улице – его сбивает машина». И вот это письмо у нас как стержень», — рассказывает режиссёр Юрий Сальников.
Интервью с женой Гагарина тогда ещё студент режиссёрского отделения ВГИКа Юрий Сальников записал в 1968 году, всего через месяц после смерти космонавта. Есть в фильме и воспоминания матери Гагарина и архивные записи Алексея Леонова.
Встречу Гагарина снимал оператор Махмуд Рафиков. Тогда, вспоминает он, партия наказала: Гагарина нужно встретить так, чтобы американцы не подумали, что из космоса может возникнуть военная угроза.
Кинооператор Махмуд Рафиков рассказывает: «Чтобы это не вызвало прецедентов и разговоров, что якобы космос мы используем в военных целях. Поэтому в окружении должны быть люди в гражданской форме».
Космонавт Александр Серебров навсегда запомнил слова Гагарина о том, как хрупка Земля. Когда сам впервые вышел в космос, понял: это не метафора.
Летчик-космонавт, Герой Советского Союза Александр Серебров говорит: «Что мы натворили на Земле! Над Южным Уралом, Силезией летать невозможно. Рейн – зеленого цвета. Я видел, как ночью Темза фосфоресцирует, а Чёрное море действительно чёрное».
Собрать ветеранов космоса и рассказать о его первопроходце, в советское время это гарантировало бы оглушительный успех картине.
Но в эру блокбастеров и криминальных хроник, говорит режиссёр, у этого фильма едва ли есть будущее. Ведь то, что не достаточно зрелищно и не приносит дохода, можно показывать разве что в Доме кино.