Быть ли Шымкентвуду? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Быть ли Шымкентвуду?

Быть ли Шымкентвуду?

В Южном Казахстане с успехом осваивают киноиндустрию.

  • 27 Июля 2005
  • 2477
Фото - Caravan.kz

Шымкент и шымкентцы не обделены вниманием кинематографа.
В истории казахстанского кино можно с легкостью насчитать более десятка фильмов, по праву считающихся классикой казахского кинематографа, фактурой для которых послужил Чимкент и окрестности.
«Алдар Косе» (1964 год), «Три дня праздника», «Гамлет из Сузака» (реж. Нурумбетов), «Гибель Отырара», «Жизнеописание юного аккордеониста», «Балкон» (1988 год, реж. Калбек Салыков, специальный приз всесоюзного кинофестиваля «Дебют» Москва 1990 года, Премия «За лучший фильм фестиваля» на Ашхабадском кинофестивале республик Средней Азии и Казахстана), — вот далеко не полный список фильмов, отснятых в разные годы в Южном Казахстане.
В большинстве случаев именитые режиссеры посещали наши края наездами, в краткосрочные командировки, привозя с собой съемочную группу и уже набранный творческий коллектив актеров из Алматы.
С окончанием съемок того или иного фильма, вся группа уезжала в столицу, и теперь повспоминать, как шли съемки тех картин почти некому.
Но конечно, южане не могли смириться с ролью бессловесной массовки или простых зрителей.
Уже в начале 90-х в Шымкенте создается собственная киностудия «Шымкенткино», отметившаяся двумя картинами в течение первого года существования.
Детективы «Шымкенткино» «Думай, президент, думай» (более известная среди местных телезрителей как «Урюк»), «День открытых убийств», посмотреть считал долгом каждый уважающий себя шымкентец. Правда, в большом прокате фильмы так и не появились.
Затем были организованы еще несколько продюсерских и арт-студий, на счету которых множество отснятых фильмов. Главным образом, документальных и широкому кругу зрителей неизвестных.
Безусловные герои сегодняшнего дня — студия «Киножуз», на счету которой уже три художественных фильма: «Последний табун из Шымкента» (2000 год) , «Тибетские близнецы» (2001 год) и недавняя премьера — фильм «Кайсар» (2002 год). Все фильмы были сняты в рекордно короткие сроки — съемочное время каждой киноленты заняло не более десяти дней. Хотя это вовсе не значит, что кино делали за неделю.
— Подготовка и последующая обработка отснятого материала занимала по полгода и более, — говорит идейный вдохновитель и директор студии «Киножуз» Жорабек Мусаев. А съемку мы действительно проводили в стиле «блиц», ускоренными темпами. В общем-то, эта не такой уж необычный шаг в технологии кинематографа.
На премьере «Кайсара», устроенной в одном из шымкентских кинотеатров, произошел счастливый финал еще одной, некогда полной драматизма истории, связанной с шымкентским кино.
Архитектор Бахыт Аширбаев — для шымкентцев знаковая личность. Отдельные здания и целые городские комплексы, сделанные некогда по его проектам, до сих пор являются украшением Шымкента.
В середине 80-х годов прошлого века, когда Б. Аширбаев был главным архитектором города, Чимкент переживал небывалый бум строительства — достаточно вспомнить одни из лучших по Союзу зоопарк и дендропарк. Однако после этого Бахытжан попал в немилость. Официальным поводом послужил — видеомагнитофон и кассета с фильмом «Рэмбо — первая кровь». Главного архитектора обвинили в приобретении, хранении и употреблении, то бишь просмотре фильма, пропагандирующего культ силы и жестокости, несопоставимый с нормами коммунистической морали и этикой советского человека.
Делом архитектора занимался областной КГБ, здание которого проектировал и строил сам же Аширбаев. На этой почве случилось даже нечто вроде анекдота — Аширбаев, как автор проекта, хорошо знал здесь все коридоры и комнаты. Прекрасно ориентировался даже в подвалах секретного здания.
Чем чуть было не свел с ума конвоиров и следователей, которые никак не могли уразуметь, откуда такая «посвященность» у этого подследственного. К счастью, на суде Аширбаев был полностью оправдан. Хотя это не помешало ему на долгие годы лишиться всех занимаемых ранее должностей…
В 1989 году режиссер Абай Карпыков снял полный лиризма и некоторой грусти по былым временам фильм «Бахыт — первая кровь». Название пришло по ассоциации с тем злосчастным фильмом о Рэмбо. Но на этом все аналогии и исчерпывались.
Как сказано в аннотации к фильму в каталоге «Кино Казахстана»: «Фильм об архитекторе, которому пришлось испытать и признание, и немилость со стороны чиновников. Его размышления о времени и о себе».
Генеральный директор «Казахфильма» Сергей Азимов, прибывший на премьеру «Кайсара», привез Б. Аширбаеву копию киноленты «Бахыт -первая кровь» из архивов «Казахфильма».
Здесь же, на встрече с гендиректором С. Азимовым, обсуждался проект создания в Шымкенте филиала «Казахфильма».
— Мы сейчас работаем над сценариями новых шести художественных фильмов, — говорит главный продюсер «Кайсара» Бахытжан Аширбаев. Если «Казахфильм» примет какой-либо из этих сценариев, (иными словами возьмется финансировать проект), то Шымкент вполне может заполучить у себя филиал «Казахфильма», а значит, и официальный статус кинематографического города.
Но даже если южная столица не примет шымкентские варианты, то все равно, — говорят «киножузовцы», кино мы будем снимать!
Несколько сложнее обстоят дела с мультипликацией. То что она в Шымкенте имеется, причем на очень высоком уровне, доказала шымкентская студия анимации «Жебе» (Стрела).
Оказывается, мультики, произведенные у нас в Казахстане, уже давно пользуются огромной популярностью в России.
Именно в российских городах сейчас идет целый блок мультипликационных фильмов, изготовленных на шымкентцами из «Жебе».
Правда, кроме того, что мультсериал от А и до Я делался в Шымкенте, больше ничего казахстанского в нем нет — проект выполнялся по заказу российской студии «Седьмое небо» и представляет из себя анимационную версию популярной российской программы «Шоу Шепелявых». Сотрудничество с Россией у «Жебе» продолжается уже около года. И за это время Шымкент успел выпустить мультсерию продолжительностью в общей сложности около часа.
Но конечно, южане не были бы южанами, если бы вначале не сделали свой собственный полноценный мультфильм. Первый анимационный фильм «Алдар Косе и шайтаны», как говорит режиссер Максут Жаримбетов, студийцы делали просто сами для себя.
В основу сценария легли мотивы казахских народных сказок о похождениях «безбородого обманщика», но с полным современным антуражем. Правда, Алдар Косе, даже нарисованный, и тут проявил свой характер. Оказалось что ему для «крутизны» не понадобились ни сотовый телефон, ни иностранные словечки в разговоре, ни модерновый мотоцикл с номером 666.
Зато все эти атрибуты с упоением используют два шайтанчика — Кулан и Тулен. Которые весь фильм пытаются обмануть Алдара, но, в конце концов, проигрывают по всем статьям.
Не успев появиться, мультфильм «Алдар Косе и шайтаны» сразу прошел отборочный тур и попал в конкурсную программу 2 Международного кинофестиваля «Звезды Шакена», осенью прошлого года, где получил массу наград и восторженных отзывов.
Однако с прокатом, а значит и продажей отечественного мультфильма дело, увы, не выгорело. Как говорит режиссер Максут Жаримбетов — кино для детей сейчас очень невыгодно для бизнесменов и прокатчиков.
Рекламы в телевизионные детские передачи вставлять нельзя, а значит, нет рейтингов, нет «обратной коммерческой связи». К тому же прокатчикам выгоднее покупать старые диснеевские мультики, чем взращивать отечественные студии.
Для развития казахстанской мультипликации остается пока только один путь — мультипликационная реклама. На ней-то сейчас и сконцентрировались мультипликаторы из «Жебе», шлифуя свое техническое мастерство, и отдаваясь полету фантазии.
Но время казахстанского мультфильма еще придет — уверены в «Жебе».