Будет ли у Кыргызстана новый президент? - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+16 °C
Алматы
2024 Год
22 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Будет ли у Кыргызстана новый президент?

Будет ли у Кыргызстана новый президент?

В настоящее время события в Кыргызстане развиваются с такой динамикой, что трудно предугадать не только долгосрочную, но и среднесрочную их перспективу.

  • 31 Октября 2005
  • 955
Фото - Caravan.kz

Это в большей степени связано с участием в политической жизни Республики различных сил, каждая из которых не хочет идти на компромисс в достижении своих целей, и намерена действовать по принципу «Кто не с нами, тот против нас».
Но и региональные игроки не являются ведущими силами в определении направления внутриполитической жизни Кыргызстана.
Принимая во внимание комплекс проблем, который стал постоянным спутником Кыргызской Республики, и сегодня является базой, на которую опираются и будут опираться различные политические группы, заинтересованные в поддержании нестабильной обстановки в Республике, можно предположить, что решение их (проблем) в настоящее время не только не представляется возможным, но и является нереальным. А по некоторым причинам — даже невыгодным.
В то же время, сложившаяся ситуация не может быть постоянно напряженной: рано или поздно наступит переломный момент, когда население уже перестанет не только доверять существующей слабой власти, но и начнет по-настоящему бояться криминалитета, который в открытую позволяет себе не только запугивание жителей, но и постепенно включается во внутриполитическую борьбу.
В этом отношении позиции президента Бакиева и премьер-министра Кулова являются довольно ослабленными. Что подтвердили и последние события в Бишкеке, когда хорошо организованный митинг одним из лидеров преступного мира Кыргызстана практически парализовал механизм государственной власти.
Таким образом, презентация возможностей преступных элементов Кыргызстана прошла на организованном уровне. И все это происходило при практическом бездействии, как президента, так и премьер-министра. В результате чего у общественности сложилось впечатление о полной капитуляции власти перед натиском «преступного мира».
В данном случае многие понимают, что президент и премьер-министр в настоящее время напоминают двух медведей в одной берлоге, которым по определению нельзя там находиться.
Поэтому проживающие в Кыргызстане и за его пределами граждане становятся невольными свидетелями борьбы между двумя блоками. Пикантность сложившейся ситуации заключается в том, что лидеры двух лагерей не могут и не действуют в отрытую друг против друга.
Конечно, многие люди в Республике понимают, что заключенное джентльменское соглашение между Куловым и Бакиевым не позволяет им в открытую становиться по разные стороны баррикад.
И уже сейчас можно рассмотреть несколько гипотетических сценариев развития ситуации.
Сценарий 1. Возможное устранение премьер-министра
Плюсы: действующий президент закрепляет свои позиции, расширяет свои полномочия и производит перестановку в правительстве.
Минусы: в стране начинает постепенно назревать конфликт по принципу «Север-Юг».
Последствия: проведение очередного раздела собственности при непосредственном участии представителей криминального мира будет способствовать росту народного недовольства, которое при отсутствии явных улучшений в социально-экономической области будет иметь тенденцию к росту.
Итог: Кыргызстан может стать страной испытавшей на себе действие «афганского синдрома» (во времена правления полукриминального, полурелигиозного движения «Талибан»), а также получить статус страны, в которой преступные элементы могут «править бал».
Сценарий 2. Возможное устранение президента
Плюсы: действующий премьер-министр становится президентом и начинает подбирать себе команду, в которую наравне с представителями «Севера» будут включены и граждане «Юга».
Минусы: в связи с перестановкой правительства, освободившиеся его члены (имеющие поддержку в определенных бизнес-структурах и криминальном мире) путем проведения серии убийств государственных чиновников будут способствовать запугиванию общественности и возможному росту напряжения внутри республики.
Последствия: перестановка в государственных органах вызовет логическое продолжение в виде чистки среди губернаторов областей и их аппаратов, что вызовет волну протеста среди чиновников. При сложившейся тяжелой социально-экономической ситуации, большом уровне безработицы и низком прожиточном минимуме экс-руководители могут путем подкупа народных масс организовать народные выступления против существующей власти.
Итог: Кыргызстан в очередной раз подтверждает статус страны с непредсказуемой внутриполитической ситуацией и, как следствие этого, низкой инвестиционной привлекательностью
Сценарий 3. Президент и премьер-министр остаются на своих местах
Плюсы: В стране сохраняется зыбкая внутриполитическая стабильность, основанная на системе противовесов «Север-Юг».
Минусы: перетягивание «каната» между двумя лагерями не позволит официальным властям разрабатывать, принимать и реализовывать государственные программы, направленные на улучшение социально-экономической, политической ситуации в Республике.
Последствия: отсутствие четкой программы действий, действенного механизма ее реализации в среднесрочной перспективе будет способствовать нарастанию напряженности среди рядовых кыргызстанцев, а это, при умелом манипулировании народными массами, позволит направить негативную энергию, как против президента, так и против премьер-министра.
Итог: перманентная дестабилизация обстановки в Кыргызстане. Правительство в очередной раз встанет перед дилеммой: принимать посредством участия народных масс требование других оппозиционных лагерей или же начать применять силовой метод борьбы.
Сценарий 4. Места президента и премьер-министра — вакантны
Плюсы: образовавшийся вакуум может консолидировать народ республики вокруг одной из наиболее известных политических фигур и временно прекратить распри.
Минусы: обострившаяся борьба за занятие ключевых постов в республики может перейти цивилизованные рамки и трансформироваться в элементарный захват власти с применением оружия и других элементов запугивания населения.
Последствия: Кыргызстан сталкивается с реальной опасностью начала гражданской войны.
Итог: дестабилизация внутриполитической, экономической ситуации позволяет предположить, что республика может быть разделена между другими сопредельными государствами региона.
Конечно, многие могут сказать, что подобные сценарии — чисто умозрительные конструкции, но при настоящем состоянии дел в Кыргызской Республике каждый из сценариев может воплотиться в реальность.
При этом предложенные модели развития событий не могут носить законченный характер. Вполне вероятно, что данных сценариев может быть и больше четырех, но наиболее явно прослеживающиеся тенденции последних месяцев в Кыргызстане показывают, что вышеперечисленные версии достойны всестороннего изучения.

фото Reuters