Будет ли толк от маркировки вредных продуктов в супермаркетах - Светлана Романовская - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Будет ли толк от маркировки вредных продуктов в супермаркетах - Светлана Романовская

Будет ли толк от маркировки вредных продуктов в супермаркетах - Светлана Романовская

Эксперт прокомментировал предложение сенатора маркировать продукты в супермаркетах.

  • 17 Июня 2020
  • 175
Фото - Caravan.kz

Председатель Национальной лиги потребителей Казахстана Светлана Романовская рассказала корреспонденту Caravan.kz, откуда взялась идея ставить чёрную метку на вредных продуктах.

— Сенатор Муратбай Жолдасбаев предложил маркировать вредные продукты в казахстанских магазинах чёрной меткой. Если представить, что предложение примут, какой процент продуктов на полках супермаркетов придётся пометить чёрным?

— Процентов семьдесят как минимум, а то и больше. У нас нет лабораторий, которые могли бы провести достаточную диагностику. Например, мы как-то хотели проверить сок и столкнулись с тем, что нет лаборатории, которая смогла бы выяснить, что в его составе: фруктоза или сахар? Получается, производители могут этим пользоваться и обманывать. В Казахстане не обращают внимания на многие вещи: на количество людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями и с повышенным холестерином. Каждый третий в стране страдает диабетом, особенно второй степени, именно из-за того, что неправильно питаются. В этой сфере у нас вообще нет никакой политики. И я думаю, что чёрная метка станет серьёзной проблемой. Как её обеспечить? У нас уже больше двадцати лет есть народный знак качества «Безупречно», мы на безвозмездной основе даём его предпринимателям. Вот покупатели об этом знают, но разве они его ищут? Нет. Но надеюсь, что после пандемии сознание людей изменилось, и они начали серьёзнее задумываться о здоровье. 

— В других странах эту систему внедряли успешно?

— Вообще, это аргентинский проект. Там были серьёзные проблемы с ожирением, диабетом, инсультами, инфарктами. Тогда правительство придумало шкалу «зелёное-жёлтое-красное», чёрной метки не было. Жёлтая точка означала, что продукт содержит до двух компонентов, которые могут повлиять на здоровье, красная – больше двух. Руководителю могут дать до пяти лет лишения свободы за введение в заблуждение. Проект мультиплицирован во многих странах мирах, потому что в Аргентине за четыре года победили ожирение. Предпринимателям пришлось приспосабливаться под зелёную точку, притом что это была саморегулируемая система. Государство не может заставить поставить красную точку, но люди прекрасно понимают: если нет зелёной или жёлтой, значит, должна быть красная. Аргентинцы отдают предпочтение более безопасным продуктам, там была настоящая пропаганда знаний. Вот говорят «шведские столы», а на самом деле это аргентинская практика, ей больше ста лет. Там можно заплатить десять долларов и есть сколько угодно. Это какую нужно провести работу с менталитетом, чтобы людей, которые привыкли есть всё, что захотят, приучить ограничивать себя? Как надо переломить сознание? Сейчас в Аргентине невозможно найти опасных для здоровья продуктов, иначе предприниматели не выживают – их товар просто не покупают. Теперь всего пять процентов ожирения по стране, и из-за этого остальных заболеваний тоже меньше.

— На ваш взгляд, помогут ли в борьбе с ожирением дополнительные налоги на газировку и продукты, содержащие пальмовое масло?

С одной стороны, здесь как с сигаретами и спиртным – чем выше акциз, тем больше люди задумываются. С другой стороны, я не уверена, что с нашим менталитетом мы откажемся от этого. На наши кошельки это повлияет, а на потребление – вряд ли. Но всё равно надо что-то делать, потому что именно из-за употребления напитков с сахаром у нас проблемы с детским ожирением.

— А что нужно делать, чтобы решить проблему с потреблением вредных продуктов?

— У нас проблемы не только с едой, но и с услугами: многие пользуются безграмотностью потребителей. Например, сейчас в суде разбирается дело одной женщины. Она торгует на базаре, трое детей, мужа нет. Завлекли ее в салон красоты на бесплатную процедуру, за пять минут  все сделали и начали рассказывать, где у неё какие проблемы. В конечном итоге насчитали 850 тысяч тенге, и тут же нашёлся человек, который оформил  ей кредит. Женщина походила на процедуры какое-то время, и у неё началась жуткая аллергия. На голове перхоть, кожа покрылась коростой, а в салоне говорят: ничего не знаем, договор не расторгается. Мы теперь пытаемся доказать, что так не бывает. Есть статья, где сказано, что если договор противоречит действующему законодательству и ущемляет права потребителя, то его должны признать недействительным.

Почему сенатор выступил с предложением про маркировку? Потому что сейчас обсуждаются новые поправки в законопроект о защите прав потребителей. Тридцать один действующий депутат мажилиса и сената – члены наблюдательного совета лиги потребителей. Мы пытаемся не просто сформировать общественное мнение, а побороть отношение людей к питанию, витаминам и ЗОЖ. Нужно внедрять обязательное потребительское образование в школах, вузах и ПТУ. Многие не задумываются, что защита прав потребителей – это формирование активной гражданской позиции. Тот, у кого возникли проблемы с каким-то товаром, почувствует себя значимым, если его права защитят. Такой гражданин чувствует, что от него что-то зависит, что есть справедливость и верховенство закона. А если будет тысяча человек, которые уверены, что нарушенные права потребителей будут защищены? Это же другое общество ответственных людей, которые понимают, что от их действий зависит жизнь их близких.

— Что в Казахстане уже делают для того, чтобы поднять уровень потребительской культуры?

— В Национальной лиге потребителей есть понятие «зелёная метка». Предприниматель заполняет декларацию о том, что в его товарах и услугах не содержится ничего, что может навредить здоровью. И если это обязательство нарушается, руководителя привлекают к уголовной ответственности за введение в заблуждение. Это делается для того, чтобы предприниматели осознали, каким бизнесом они занимаются, а покупатели могли точно понимать, что если на продукте зелёная метка, то Национальная лига потребителей несёт ответственность совместно с предпринимателем. Если вдруг возникает проблема с таким товаром, если он как-то повлиял на здоровье или был плохого качества, то лига сразу отдаёт деньги, а потом разбирается с производителем.

За последние полгода больше ста предпринимателей подавали заявку на зелёную метку. Мы заключили соглашение с Казахстанско-Японским центром, это аккредитованная и аттестованная лаборатория, она котируется во всём мире. Исследование проводится независимое, там не знают, какой именно продукт проверяют. Проверку прошли только восемь претендентов.