Будет ли перезагрузка по-казахски, и как она должна выглядеть - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Будет ли перезагрузка по-казахски, и как она должна выглядеть

Будет ли перезагрузка по-казахски, и как она должна выглядеть

Она будет, безусловно, болезненной, в некоторых случаях конфликтной, но определенно продуктивной.

  • 30 Октября 2018
  • 13560
Фото - Caravan.kz

Главный редактор Матрица.kz Серик Мамбетов опубликовал текст, который приводит Caravan.kz.

Хочется несколько серьезно о серьезном – навеяно комсомолом. А именно о перезагрузке, перезагрузке по-казахски. Так вот, о необходимости смены внутриполитических концептов в обществе мы говорим уже давно, и продолжаем говорить. Происходит все это где-то осознанно, где-то стихийно.

Кто-то ограничивается требованиями смены отдельных министров или акимов, кто-то просто критикует реальность в соцсетях, предлагая достаточно серьезные аргументы, а кто-то критикует, чтобы просто покритиковать. Прямо с дивана! Так будет ли перезагрузка? И как она должна выглядеть?

Разочарую, обрадую или удивлю, но, как мне кажется, перезагрузка уже идет. И отчет ее, наверное, следует вести с назначения Марата Тажина первым замруководителя Администрации Президента. С этого момента программы его предшественника были мягко свернуты, а подходы стали эволюционировать в качественно ином направлении.

Нельзя не отметить, что каждое новое пришествие Тажина в идеологическое пространство обеспечивает его новой повесткой. На этот раз она оказалась, на мой взгляд, достаточно глубокой и предельно развернутой, охватывающей все направления жизни государства и общества, в виде комплексной модернизации — модернизации экономики, политической системы, госуправления и общественного сознания. По сути, перезагрузки всего с переходом на качественно новый, современный уровень. Другой вопрос, как он реализуется?! Здесь вопрос профессионализма, креативности и нестандартности подходов уже на местах.

Вернемся к собственно идее перезагрузки. И здесь, как я полагаю, полезнее рассматривать процессы через призму причинно-следственных связей, на предмет, что первично, а что вторично. Можно предположить, что общественные дискуссии вынудили власть инициировать модернизацию, но в этом же контексте нельзя исключать и вероятность того, что именно инициированная властью модернизация катализировала общественные дискуссии на эту тему.

И именно второе представляется более вероятным. К примеру, назначение Асета Исекешева руководителем Администрации Президента достаточно органично вписывается в систему модернизационных трендов. Нельзя забывать, что он считался наиболее прозрачным и открытым акимом, сумевшим завоевать доверие и симпатии горожан. Пару лет назад подобное поведение не только не способствовало бы карьере, но и могло бы поставить на ней крест.

Достаточно вспомнить его поведение в ранге вице-премьера-министра по инвестициям и развитию. В тот период его трудно было назвать открытым и контактным. То есть, нельзя исключать, что именно запуск модернизации позволил сформулировать запрос на открытость и призыв в высшие эшелоны власти политиков, продемонстрировавших способность к этому.

Что касается требований и заявлений общественности, то они, по крайней мере, большая часть, как мне кажется, фрагментарны и ограничены короткими временными горизонтами. На то, пожалуй, есть объективная причина – общественные институты пытаются решать достаточно узкие вопросы, в то время как инициативы власти более развернуты и демонстрируют наличие длинного горизонта планирования и с наличием четкого видения этапов и последовательности запускаемых процессов.

В пользу версии прочного управления власти повесткой свидетельствует и активная дискутируемость темы «Рухани жангыру», в том числе, и в критическом, и в скептическом контексте. Любой специалист по брендированию подтвердит, что одним из критериев успешного закрепления в массах нового продукта является его способность спровоцировать критику. Мы ведь понимаем — ничто так не привлекает интерес аудитории, как критика, особенно, в нашем обществе. Хуже было бы равнодушие аудитории и полное игнорирование темы.

Даже скандалы вокруг комсомольского юбилея спровоцировали ссылки на «Рухани жангыру», к которому апеллировали общественники, негодуя по поводу празднования. То есть, осознанно или неосознанно, критикуя ностальгию комсомольцев по колониальному прошлому, общество противопоставило ему идеи модернизации, как символ прогрессивного.

Это значит, что перезагрузки ждать не следует — она уже осуществляется полным ходом, затрагивая не только власть, но и все общество. Марату Тажину и Аиде Балаевой удалось, на мой взгляд, завоевать право информационной инициативы и перевести ее в пространство новых смыслов, (там где Тажину равных нет! Если не согласны, то предлагайте) и в этом доминирующем режиме катализировать идеологическую перезагрузку в самом обществе. Благо на то есть рычаги и ресурсы.

Она будет, безусловно, болезненной, в некоторых случаях конфликтной, но определенно (очень на это надеюсь) продуктивной. По крайней мере, какие-то результаты видны уже сейчас.

 

Серик Мамбетов, Матрица.kz